Самый младший из шести детей дворянина из-под Великих Лук Ивана Егоровича Семевского сполна познал в юношеские и молодые годы испытания бедностью. В 1844 году большая семья, которую не могло прокормить маленькое фамильное имение Федорцево, была вынуждена перебраться в Полоцк. Отец устроился там экономом в кадетский корпус, а старшие сыновья получили возможность в корпусе учиться. После ранней смерти родителей воспитанием Василия занимался один из старших братьев, Михаил, также ставший известным русским историком. Михаил Иванович сделал неплохую карьеру в столичном Петербурге и устроил Василия на учебу в местный Второй кадетский корпус.
В возрасте 15 лет будущий историк обнаружил в себе гуманитарные наклонности и убедил брата перевести его на последние два года учебы в 1-ю петербургскую гимназию, которую он окончил в 1866 году с золотой медалью. Впрочем, с братом Михаилом, обладавшим тяжелым характером, он на втором гимназическом году поругался так, что съехал в дешевое жилье, перебивался уроками и не на шутку захворал. Посетивший его доктор рассказывал: "Молодой человек живет в сырой комнате, единственное окно которой выходит во двор на помойную яму, питается пищей младенцев, то есть исключительно молоком и хлебом, а между тем его здоровые зубы требуют упражнения. Голову свою он перегружает умственным багажом, что еще более обессиливает его организм, расшатанный вредными условиями жизни".
После гимназии, к ужасу брата, молодой Семевский не стал сразу поступать в университет, а прежде проучился два года в медико-хирургической академии. По его убеждениям, передовой человек своего времени, каковым себя считал Василий, должен сначала, подобно тургеневскому Базарову, обучиться естествознанию. Любовь к истории в итоге взяла верх, и по окончании университетского курса в 1872 году Василий Иванович стал интенсивно заниматься новой для тогдашних историков тематикой - историей крестьянства Российской империи XVIII-XIX веков. После отмены крепостного права в 1861 году эти занятия были весьма востребованы обществом. Семевский исследовал крестьянскую проблему во всей ее широте, включая крестьянские волнения и бунты, что вызывало к историку неприязнь консервативных коллег. Свою докторскую диссертацию он так и не смог защитить в Петербурге, защита прошла только в 1889 году в Московском университете, за этот свой научный труд Василий Иванович удостоился от Академии наук Уваровской премии. В дальнейшем, когда смягчились цензурные препоны, Семевский смог напечатать серьезные исследования по истории декабристов и петрашевцев.
При занятиях историей у него было сразу две заветные мечты. Василий Иванович страстно желал преподавать в родном Петербургском университете и параллельно редактировать исторический журнал, подобно брату Михаилу, стоявшему у истоков известного издания "Русская старина". В 1882 году он начал преподавать в университете в качестве приват-доцента и "убедился в том, что мечта его юности была не фантастическим бредом юноши, а истинным призванием, - его аудитория всегда была переполнена слушателями". Но уже в 1885-м распоряжением министра народного просвещения Ивана Делянова Семевского от чтения лекций отстранили: консервативные завистники усмотрели в его преподавании "опасное вольнодумство".
Непростым оказался и путь к собственному журналу. После смерти брата Михаила в 1892 году многие видели Василия Ивановича его преемником в роли редактора "Русской старины", но этого назначения он так и не дождался. Только в 1913-м, за три года до смерти, Семевский стал соредактором нового и перспективного исторического журнала "Голос минувшего". Сложно складывалось и повседневное существование известного историка. В 1886 году он удачно женился на детской писательнице Елизавете Водовозовой, вдове известного русского педагога. Но семья жила в нужде. По словам супруги, "кроме последних семи-восьми лет жизни, его заработки были более чем скромны. Нужно иметь в виду, что все его научные труды требовали усидчивого, длительного изучения по архивным данным и неизданным источникам. При его изумительной научной добросовестности, проработав несколько месяцев над одним каким-нибудь отделом вновь предпринимаемого труда, он имел возможность напечатать в журналах лишь несколько статей, что давало ему... от 1400 до 1500 рублей в год. Но из этих денег он вынужден был ежегодно тратить до 500 рублей на переписку в архивах, на приобретение книг, а иногда и какого-нибудь архивного провинциального материала. Как истинный поклонник одного из принципов 60-х годов - тратить возможно меньше на себя лично, он, при своих скромных вкусах и потребностях, выработанных к тому же школою нужды, мог бы легко просуществовать и на 1000 рублей. Но когда к нему обращались за помощью люди, крайне нуждающиеся, недостаток заработка давал ему себя болезненно чувствовать".
Только после революции 1905 года Семевский обрел твердое материальное положение, а параллельно и общественную известность. Его убеждения на склоне лет оформились как социалистические, в 1905-м его на две недели поместили под арест в Петропавловскую крепость, в 1906-м он становится членом ЦК партии народных социалистов. Историк с большой вероятностью смог бы проявить себя в политике при Временном правительстве, но смерть, наступившая 4 октября 1916 года, этим планам осуществиться не дала.