Ашот Егишеевич, как к вам пришла идея фильма?
Ашот Джазоян: Неожиданно. "БелРос" ТВ предложило принять участие в проектах, связанных с белорусами. Я знал, что в Иркутской области есть несколько деревень, где живут белорусы, и они сохранили свой быт, традиции. Продюсерский центр "4 формата" подал заявку и выиграл конкурс.
Как вы сами определяете замысел картины?
Ашот Джазоян: Фильм "Тургеневские белорусы" - это маленькие частные истории с белорусской этнической краской и это сегодняшний день маленькой деревни с нелегкой судьбой ее обитателей, живущих крепкой привязанностью к ставшей родной сибирской земле.
Когда снимали?
Ашот Джазоян: В начале сентября 2023 года. Времени для съемок было мало, сняли фильм всего за семь дней. Помню, приехали утром - указатель с белорусским орнаментом на трассе издалека приглашал в гости к хлебосольным тургеневцам, где срубы с нарядными наличниками, улицы широкие, в палисадниках рябины.
Дома как корабли. Семьи - многодетные. Люди немногословные, не эмоциональные, спокойные, деловитые, самодостаточные, светлые. Мы познакомились с 90-летней старожилкой, с Семеном, который изготавливает ремни и счастлив, что они востребованы. Пообщались с многодетной семьей, в которой 12 детей. Во время съемок пытались усадить детей вместе, а они все разбегались и разбегались... Я увидел, что люди сохраняют свой уклад жизни, традиции. Когда стадо возвращалось по домам, заиграла гармонь и тургеневцы спели нам свои народные песни. Для них деревня - это центр вселенной.
Как встретили вас?
Ашот Джазоян: Настороженно. Но уже на второй-третий день мы стали частью этой деревни... Когда видишь в далекой Сибири, как люди живут своей жизнью,то понимаешь, что эта жизнь и есть их счастье. Там с утра до вечера работают детские творческие кружки, идут репетиции народного песенного коллектива, проводятся собрания, выборы. Библиотека превратилась в социальный центр. Перед библиотекой установили памятник писателю Ивану Тургеневу. Теперь строят хоккейную площадку, а в деревне всего две улицы. Но жители рады, что в школе учатся 100 детей.
Не могу сказать, что они хотят кого-нибудь удивить, но мы удивлялись. Мне нравится, когда уверенные в себе люди сеют, пашут, пекут хлеб... Они о своем белорусском характере не похваляются. На праздники надевают белорусские костюмы с национальными орнаментами, побратимы с деревней Брестской области.
Из каких областей переселились в Сибирь белорусы?
Ашот Джазоян: Деревня Тургеневка была основана белорусскими переселенцами в 1909 году во время Столыпинской реформы Сибири. Жители Тургеневки переселились с Западного Полесья, привезя с собой уникальную культуру земледелия, а также старинные славянские обряды и традиции. 300 тысяч белорусов - предки нынешних сибирских белорусов - два месяца ехали за свободной землей в теплушках. Это были белорусы из Могилева, Бреста, Витебска. Выбрав место поровнее, начали копать землянки и валить лес под пашню. Не сразу их приняла Сибирь - в первую же весну выдалось половодье, затопило все землянки. Потом два года неурожая проверяли белорусов на прочность. Сдюжили. С тех пор уже четвертое поколение чувствует себя в Сибири дома, свято бережет свои традиции и умение жить дружно с соседями, а всего в области проживают 156 национальностей.
Сегодня в Тургеневке живут 500 человек - за 120 лет они смогли сохранить свою культуру: празднуют Купалье, Дожинки, Гуканне вясны, соревнуются в уборке картофеля и поют народные песни. Картофель их главная агрокультура. Здесь придумали собственный чемпионат по картохингу. Этот 3-й фестиваль по уборке урожая картофеля на скорость и качество превратился в настоящий праздник.
Менялся ли сценарий фильма по ходу съемок?
Ашот Джазоян: Когда мы приехали туда, многое стало меняться. Первым, кто нас встретил, был пастух дядя Коля на лошади. Он каждое утро выводит деревенское стадо на пастбище. Также он первый баянист на деревне. Потом увидели комбайн, который спешил убрать поле до дождей. Машина была с правым рулем. Так познакомились с Александром Шурко, помимо земледелия и животноводства он занимается выпечкой хлеба из собственноручно выращенного зерна без химикатов и с высокой клейковиной. Тургеневский хлеб - нарасхват. Александр - хозяин сибирской земли. Все его сыновья работают с ним вместе. Эти встречи начали менять первоначальный сценарий. На фоне умирающих деревень эта умирать не собирается. Я не увидел пьяных людей. Деревня крепкая. Сейчас тургеневцы хотят создать новый хор, который прославит Тургеневку на всю округу. Любимцы нашей группы семья Быцко, которая 47 лет вместе. Никуда не уезжают и счастливы. Белорусы Тургеневки сохранили чистое сердце, которое бьется в унисон с природой, порою жестокой, но любимой, они не поступились родовыми и духовными корнями.
Ради чего снимали фильм?
Ашот Джазоян: Показать, как белорусы живут в глубине Сибири. Что в них осталось белорусского и что есть российского.
Кем они себя чувствуют?
Ашот Джазоян: Белорусами.
Почему деревня крепкая, на ваш взгляд?
Ашот Джазоян: Деревня начинает умирать, когда людям нечем заняться, особенно молодому поколению. В Тургеневке все земли распаханы. У них до сих пор трактор "Беларус" работает. Этому трактору уже 50 лет.
Трудно ли было снимать? Что у вас была за группа?
Ашот Джазоян: Замечательная группа. Молодая. Продюсер Ольга Емельянова, классные операторы. Мне кажется, мы передали атмосферу деревни, показали ее силу.
Вы сами бывали в Беларуси?
Ашот Джазоян: Конечно. И когда в России говорю, что едем в Беларусь, никто не спрашивает: "Почему?" Все говорят: "Когда?" В Беларуси уютно, чисто. Тебя здесь выслушают, постараются выполнить твою просьбу, но не спеша. Они непоказные.
Вообще, мне кажется, я в этом фильме дошел до метафизики Беларуси и России. У жителей Тургеневки естественная совместимость русского с белорусским. Наверное, объединение людей в Союзное государство начинается в поселении, где люди не чувствуют себя иностранцами и лишними, а чувствуют себя хозяевами. Последним кадром фильма с посадкой дерева мы хотели показать, что мы все тоже часть Тургеневки. Надеюсь, зрители посмотрят на эту необычную деревню нашими глазами: люди здесь живут жизнью большой великой страны и жизнью своей деревни, своей семьи.
Ашот Джазоян - журналист, сценарист, режиссер, продюсер документального кино. В 1991-1996 годах собственный корреспондент "АрменПресс" по России, заведующий московским корпунктом телевидения Армении. С 2002 года - соучредитель и сопредседатель правления Международной академии телевидения и радио. С 2008 года - секретарь Союза журналистов России. Председатель медиаконгресса "Содружество журналистов".