11.01.2024 14:16
Воронеж

Что ожидает рынок госзакупок в 2024 году

Текст:  Максим Кузнецов (эксперт в сфере госзакупок, гендиректор компании "Тендерплан")
Российская газета - Экономика Центрального округа: №4 (9246)
За последние два года сфера госзакупок существенно изменилась, став открытой, прозрачной и удобной для бизнеса. Объем рынка, согласно данным Минфина, в 2022 году составил почти 11 триллионов рублей. При этом уровень конкуренции на нем был невысок: 2,5 заявки на одну закупку (против доковидного показателя в 4,2 заявки), а количество процедур, на которые не было подано ни одного отклика от поставщиков, увеличилось на 17,3 процента и достигло рекордного объема в 1,17 триллиона.
Читать на сайте RG.RU

При таком низком уровне конкуренции государство не получает релевантных предложений по необходимым ему товарам и услугам. Соответственно, у предпринимателей, которые по каким-то причинам раньше не рассматривали госзакупки как канал увеличения продаж, есть все шансы начать его использовать. Для малого бизнеса здесь предусмотрены меры поддержки. Ежегодно рынок госзаказов по суммам контрактов прирастает на 500 миллиардов рублей.

База для трансформации госзакупок была заложена в 2022 году, когда в России приняли беспрецедентный пакет мер для привлечения в данную отрасль новых игроков. Катализатором стали санкции, волатильность рубля, рекордное повышение ставки ЦБ, уход иностранных компаний, сокративший предложение на рынке. Для госзаказчиков упростили правила выдачи авансов исполнителям в размере до 90 процентов от суммы контракта. Был утвержден новый срок оплаты товаров и услуг (с 10-15 дней он сократился до семи). Появились офсетные контракты, в рамках которых государство в течение определенного срока становится своего рода венчурным инвестором, предоставляя предприятию капитал для покупки активов и гарантируя бизнесу закупку производимых им товаров или услуг в определенном объеме. Упростились сами закупочные процедуры: от 11 типов остались фактически три - запрос котировок, аукцион и конкурс.

А в 2023-м доработка законодательства продолжилась, что дало малому бизнесу новые возможности развития в госзакупках. Так, с 1 марта вступили в силу новые правила нацрежима: расширен перечень недопустимой к поставке продукции (при условии, что она произведена в иностранном государстве), проще стало подтверждать страну происхождения предлагаемого товара, введено правило "второй лишний" (заявку с иностранными товарами отклонят при наличии хотя бы одной заявки с отечественным аналогом).

Тогда же были изменены требования к лимиту закупок отечественной продукции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Принят ряд квот, направленных в первую очередь на защиту малого бизнеса от рыночных рисков. Например, квота на участие в торгах для субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем самым отсекаются крупные игроки для более справедливого распределения прибыли от закупок государственных институтов. При несоблюдении квоты предусмотрены штрафные санкции. Без такой поддержки малый бизнес не смог бы бороться с гигантами рынка - в первую очередь по стоимостным показателям.

Ежегодно рынок госзаказов по суммам контрактов прирастает на 500 миллиардов

Масштабные изменения федерального закона N 44 были введены в мае 2023 года. Начальная максимальная цена контракта в запросе котировок была увеличена до 10 миллионов рублей, в закупках у единственного поставщика ценовой порог через "электронный магазин" - до пяти миллионов. При этом годовой объем неконкурентных закупок, когда контракт заключается с единственным поставщиком в обход процедуры торгов, вырос до 100 миллионов рублей. Единственное условие - закупка должна быть проведена через ЭТП. Такая мера значительно упрощает процедуру проведения торгов, она выгодна и заказчику, и поставщику.

В октябре 2023 года внедрена структурированная заявка - ее заполняют в едином окне на Электронной торговой площадке, исходя из потребностей заказчика и предлагаемых участником параметров.

Депутатам закупили автомобиль Lada Vesta

Анонсируемые государством изменения направлены не только на решение ряда проблем, но и на повышение цифровизации и, как следствие, снижение порога участия и облегчение контроля над расходованием средств. К одному из таких изменений можно отнести электронное актирование в рамках закупок по 44-ФЗ. Поставив товар или выполнив работы, исполнитель загружает документы о приемке в ЕИС, после подписи заказчика этап контракта считается исполненным.

В числе будущих новаций - цифровой контракт, переход закупок малого объема в ЕИС, цифровизация закупок у единственного поставщика (внедрение электронного актирования и цифрового контракта).

Все эти меры направлены на снижение порога входа в сферу госзакупок, повышение ее прозрачности и борьбу с устойчивым мифом о коррупционной составляющей. Малый бизнес фактически ставят в равные условия с лидерами отрасли.

По данным Минфина, доля СМП составляет 81 процент от всех участников госзакупок. Среди них, помимо юрлиц, 252 тысячи граждан, 184 тысячи ИП и 13270 самозанятых. Стоит ожидать роста этих цифр. Тем более что в стране совершенствуются и высокотехнологичные инструменты в помощь малому бизнесу. С развитием поисково-аналитических систем управления тендерами значительно облегчаются процессы поиска и выбора подходящих закупок, оформления документации. К тому же серьезно упростились процедуры аккредитации, получения доступа к ЭТП.

Позитивная динамика видна уже по итогам первой половины 2023 года. Количество заявок на участие в торгах увеличилось до 2,95. Количество процедур, в которых не было подано ни одной заявки, снизилось на 47,6 тысячи по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

Воронеж