11.01.2024 11:23
Общество

"Цифровой гид" проведет экскурсию для туристов по Кисловодску

Текст:  Никита Пешков (Ставропольский край)
Российская газета - Экономика Северного Кавказа: №4 (9246)
Электронный экскурсовод дает возможность любому желающему совершить увлекательную прогулку по Ставрополю и Кисловодску. Профессиональный гид будет вести рассказ прямо со смартфона. Для этого нужно запустить программу - Telegram-бот. Можно даже не выходить из дома или быть в любой точке мира - и оттуда познакомиться со столицей Ставрополья. Корреспондент "РГ" попробовал оба варианта, а также спросил о том, отберет ли бот работу у профессиональных гидов и кому он более полезен - туристам или местным жителям.
Создатели проекта "цифрового гида" хотят привлечь туристов в Ставрополь и Кисловодск не только "Чебурашками" / Пресс-служба администрации Кисловодска
Читать на сайте RG.RU

Чтобы начать экскурсию, достаточно в популярном месенджере найти бот "Городские истории". Нажимаешь кнопку "Старт", и гид приветствует тебя коротким введением: хвастается, что первый такой в регионе, и объясняет, зачем нужен.

Пилотными городами проекта стали Ставрополь и Кисловодск, а в роли виртуальных гидов выступили экскурсоводы Ангелина Головченко и Маргарита Иванченко.

"Электронный гид" в смартфоне за свои услуги денег не берет, но помогает развиваться туристическому сектору

Бот предлагает три опции: узнать об авторах, оставить отзыв или же выбрать экскурсию. Я предпочитаю последний вариант и дальше тыкаю, например, на "Кисловодск". Вводный текст обещает, что меня ждет погружение в атмосферу дореволюционного Кисловодска. Прогуливаясь по историческому центру и любуясь старинной архитектурой, можно мысленно перенестись на сто лет назад и встретиться с Федором Шаляпиным, Сергеем Рахманиновым, Антоном Чеховым и другими гениями ушедшей эпохи.

Отдельно программа предлагает список того, что стоит взять с собой: воду, например, а главное - заряженный телефон, ведь он-то и станет главным проводником на ближайшее время. Нажимаю "Начать экскурсию". И бот говорит голосом "профессионального любителя Кисловодска и аттестованного гида" Маргариты Иванченко.

Майя Ломидзе уточнила прогноз по росту цен на отдых в России и за рубежом в 2024 году

Место встречи и начала прогулки - железнодорожный вокзал. Когда оказываешься там, нажимаешь "Я на месте". В ответ приложение предлагает послушать рассказ Маргариты об истории и о значении вокзала, а также посмотреть дореволюционные фото и узнать интересные факты, связанные с ним.

От вокзала приложение предлагает отправиться к даче Шаляпина. Теперь - фото и истории оттуда, снимки интерьера музея. Затем "электронный гид" поведет нас к Курортному залу, а потом - по улице Карла Маркса к Гранд-Отелю и Нарзанной галерее. Бот-экскурсовод во время прогулки будет не только рассказывать, но и спрашивать что-то у экскурсанта. Например, какие, по-нашему мнению, современные процедуры можно было получить в Кисловодске еще в 1913 году: карбокситерапию, электротерапию, вибрационный массаж или подводный душ-массаж? Оказывается, неправильный ответ только один - первый.

- У меня довольно давно возникла идея создать такой бот, но не было технической возможности разрабатывать программу или делать записи. И, видимо, у остальных ребят из команды та же идея появилась, так что когда они мне предложили проект, я сразу согласилась, - рассказывает Маргарита Иванченко уже во время нашей реальной встречи. - Главное, что я старалась вложить в рассказ, - защита духовного наследия Кисловодска. Оно связано с огромным количеством великих имен, теми людьми, которые прославили Россию на весь мир в 19-20 веках. Сейчас город пытаются популяризировать через другие ценности, другую эстетику. Через Чебурашку. Меня это огорчает. Поэтому я была рада участвовать в проекте, благодаря которому люди, не платя денег, могли бы узнать настоящую историю этого места, почувствовать его настроение.

Создатели Telegram-бота - авторы интернет-журнала о городской жизни на Кавказе "Арзрум" и их коллеги из ставропольского медиа-холдинга АТВ - говорят, что бот вовсе не намерен конкурировать с живыми экскурсоводами. Так, например, Маргарита Иванченко зарабатывает тем, что водит по городу живые экскурсии. Она была одной из первых в регионе, кто прошел аттестацию, которая по закону требуется для всех желающих стать гидами.

- Я считаю, что идея с аттестацией может быть полезной. Комиссия, которая проводит аттестацию, состоит из профессионалов, работников музейной и туристической сферы - людей, которые действительно досконально знают историю края, - говорит Иванченко. - Проводя экзамен, они видят, кто перед ними, может ли он хорошо познакомить с регионом гостей. Пока сейчас еще продолжается история с оформлением аттестации, я по-прежнему встречаю на улицах гидов, которые факты берут с потолка. Вначале мы переживали, что комиссии не будут допускать людей с какими-то авторскими и необычными экскурсиями, но во время аттестации я видела индивидуальный подход к каждому экскурсоводу.

По словам Маргариты Иванченко, сейчас в Кисловодске туристы могут выбрать экскурсию из большого перечня предложений. Есть бесплатные, которые организует муниципалитет. Активно работают на этом рынке крупные турфирмы, которые благодаря потоку могут держать невысокие цены. Найти прогулки себе по вкусу можно как на специальных туристических площадках, так и в социальных сетях. Продвигать услуги экскурсоводам помогает и сарафанное радио: те, кому понравился конкретный гид, часто рекомендуют его своим друзьям и знакомым.

А вот "электронный гид" в смартфоне за свои услуги денег не берет, но помогает развиваться туристическому сектору. Авторы "Городских историй" объясняют, что бесплатный сервис стал возможен благодаря отсутствию значительных вливаний в реализацию проекта. Мотивированная команда смогла консолидировать усилия и ресурсы, чтобы все получилось. Не исключено, что в будущем более серьезные инициативы потребуют инвестиций. Но пока заработок отходит на второй план перед более глобальной и даже философской целью.

Кисловодск за год посетили рекордные 1 миллион 800 тысяч гостей

- Мы давно занимаемся тем, что пытаемся разными способами рассказывать про город, про его душу. Где-то ищем отражения городских смыслов в сувенирах, где-то рассказываем о местных брендах, где-то работаем с историей. И теперь этот новый язык показался нам удачным, чтобы в очередной раз привлечь внимание к Ставрополю, убедить, что можно в нем жить и гулять по-другому. Одно дело просто пройтись по улице Карла Маркса снизу вверх, а другое - увидеть "трехмерную модель" этого пространства, - говорит координатор проекта, шеф-редактор холдинга "АТВмедиа" Вероника Кизима.

Создатели проекта отмечают, что это первый в регионе "электронный экскурсовод", который соединяет реальное пространство и интернет. Кисловодск и Ставрополь пока что первые точки "гида", и в будущем их, возможно, станет больше. Изменятся также и форматы. Еще один куратор проекта Олег Насонов говорит, что у команды есть задумка сделать иммерсивный спектакль, который можно будет увидеть на экране смартфона.

- Мне кажется, что проект получился, потому что все мы в команде считаем, что Ставрополь - недооцененный город, а Ставропольский край - недооцененный регион с точки зрения туризма. И сейчас мы можем много сделать, чтобы это изменить, - говорит Олег Насонов. - Формирование локальной идентичности ярко и стремительно происходит, на мой взгляд, в Дагестане, в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. А в Ставропольском крае этот процесс находится на начальном этапе, только формируется. И тут очень важно направление этого процесса. Мне бы хотелось, чтобы наша локальная идентичность была основана на истории и культуре. Очень грустно наблюдать, как иногда она строится на "Чебурашках" или блинах с лопаты.

Ставропольский край Образ жизни