"С середины ноября хуситы атаковали десятки коммерческих судов в ответ на военные действия Израиля в секторе Газа, вынудив изменить судоходные маршруты вокруг мыса Доброй Надежды. Объемы торговли через Суэцкий канал упали на 37%. Четыре из пяти крупнейших в мире компаний по контейнерным перевозкам, в том числе Hapag-Lloyd и Maersk, приостановили свою деятельность в Красном море, то есть маршруте, по которому должны проходить перевозки из Суэцкого канала. Запретной зоной стал Баб-эль-Мандаб - узкий пролив между Африкой и Аравийским полуостровом, через который проходит около 10% мировой торговли по объему и около 22% мировых контейнерных перевозок", - напомнил "РГ" доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Павел Севостьянов.
Опубликованы спутниковые фотографии разрушений в ЙеменеОн подчеркнул, что для мировой экономики война в этом регионе - огромная проблема. Длительное закрытие Суэцкого маршрута повысит торговые издержки - ведь судоходство будет перенаправлено вокруг Африки, что приведет к увеличению расходов на торговлю. "Достаточно вспомнить Ever Given, перекрывший канал в 2021 году на неделю, чтобы представить себе, во что может вылиться этот конфликт", - сказал Севостьянов.
"Учитывая решение США и Великобритании нанести авиаудары по Йемену, есть большая вероятность, что Баб-эль-Мандебский пролив в Красном море будет временно заблокирован", - полагает заместитель декана экономического факультета РУДН Дарья Соколан. Кроме того, она напомнила о том, что хуситы уже сделали заявление, в котором подтвердили, что в ответ на авиаудары коалиции они начнут бомбить американские военные базы в регионе (базы находятся в Ираке, Катаре, Омане, Саудовской Аравии, Кувейте и ОАЭ). Они также подчеркнули свою готовность атаковать связанное с США и Великобританией судоходство. "Вероятность крупного военного конфликта в регионе действительно как никогда велика", - подтвердила она.
Соколан также отметила, что эта ситуация уже сказывается на международных компаниях. В качестве примера эксперт привела фабрику Tesla в Берлине, которая сообщила о своем решении остановить производство с 29 января по 11 февраля из-за изменения транспортных маршрутов и проблем с логистикой в связи с военным конфликтом в Красном море. Tesla не сможет получить некоторые комплектующие из ЮВА из-за того, что доставка теперь занимает больше времени. "На очереди и другие производители", - предрекает Соколан.
Профессор кафедры Государственное и муниципальное управление Финансового университета при Правительстве РФ Юрий Шедько отметил в разговоре с "РГ", что крупнейшие мировые судоходные компании - датская группа нефтяных танкеров Torm (TRMDa.CO), гигант контейнерных перевозок AP Moller-Maersk (Дания), Hapag Lloyd (HLAG.DE), немецкая транспортная компания, пятый по величине контейнерный перевозчик в мире по вместимости судов, бельгийская танкерная компания Euronav (EUAV.BR) и другие - приостановят использование маршрута через Красное море, перенаправив танкеры, газовозы, контейнеровозы вокруг мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки. Это, по словам Шедько, увеличит время в пути примерно на 10 дней и задержит поставки и товаров производственного назначения, и потребительских товаров в Европу. Кроме того, существенно возрастут затраты. Цена на нефть марки Brent превысила отметку 80 долларов за баррель. Цена на нефть марки West Texas Intermediate (Texas light sweet) также возросла: если 8 января она стоила 71,02 доллара за баррель, то уже 11 января цена на нее поднялась до 72.02 доллара за баррель. "Рынок ждет дальнейшего повышения цен", - констатирует Шедько.
По мнению эксперта, из-за конфликта могут больше всего пострадать потребители транспортных услуг в странах Европы, а также транспортные компании стран коалиции.