Выставка открывается, однако, сшибкой не Владимира с Сергеем, а Сергея с Сергеем. При участии Владимира. Первое, что мы видим - это вышитую крестиком рубашку Есенина (когда-то переданную в Музей его дочерью Татьяной). Уж не в ней ли (и в лаптях) впервые увидел поэта в одной питерской квартире в начале 20-х Маяковский, тогда же предупредив Есенина, что скоро тот бросит "лапти да петушки-гребешки"? Есенин не отнесся к пророчеству всерьез, но на другой стене зала - есенинские шляпа, галстук, рубашка и даже гамаши, которые он надел через пару лет, его же чемодан, с которым поэт путешествовал по миру...
"Вы пишете не стихи, а агитезы! - А вы - кобылезы". "Мать - это поэзия. Сыночки-убийцы - имажинисты!" "- Знаешь, почему я поэт, а Маяковский так себе...? У меня родина есть!.. А у него - шиш!" В пространстве небольшого зала организаторы стараются побольнее столкнуть поэтов, цитируя их скандальные мнения друг о друге, противопоставляя манифесты футуристов и имажинистов, размещая одно напротив другого большие панно с групповыми фото главных героев выставки и их соратников. Но оба здесь же признаются в любви к Москве, помогавшей поэтам сочинять, - и Есенин и Маяковский, когда слова и рифмы не шли на ум, вышагивали километры по городу и возвращались со стихами, которые оставалось лишь записать.
Выставка, посвященная 130-летию со дня рождения Владимира МаяковскогоСреди настоящих раритетов, кроме рубашки Есенина - его карманное зеркальце, правленые его рукой машинописи стихов, оригинал 1921 собранного соратником Есенина поэтом Рюриком Ивневым и оформленного художником Петром Кончаловским сборника автографов поэтов той поры - Брюсова, Сологуба, Цветаевой, Андрея Белого... Здесь же редкие, изданные в те годы книги - "Все, написанное Владимиром Маяковским" 1919 года, "Харчевня зорь" - сборник стихов Есенина, Мариенгофа и Хлебникова, репринт манифеста "2×2=5. Листы имажиниста" Шершеневича, афиши поэтических вечеров тех лет.
Содержательные задачи на выставке тут и там решаются изобразительными средствами, за которые отвечает художник Сергей Попов, делающий рука об руку с худруком Музея Сергея Есенина поэтом и актером Владом Маленко уже не первую экспозицию в Есенин-центре (до этого были выставки о Леониде Филатове и Нине Шацкой, проект к 80-летию актёра Ивана Бортника). Имя "Сергей" на стоящей посередине зала колонне отливает металлом, а "Владимир" набрано будто бы деревянными буквами: Есенин был человеком жестким и неуступчивым, а Маяковский вопреки внешней суровости - стеснительным и мягким. Кроме стального Есенина и деревянного Маяковского здесь панно с фантазиями на темы оформления "Кафе поэтов" и "Стойло Пегаса", отсылающие зрителя к поэтическим "тусовкам" 20-х.
Переводя литературную борьбу в карикатурную, Сергей Попов пускает гулять по стенам выставки кудрявого Есенина и брутального Маяковского - они гоняют чаи и орут в мегафон, меряются ростом, держа в руках таблички с цифрами 165 и 189 (это рост Есенина и рост Маяковского), делают, обнявшись, двойное селфи на смартфон...
В последнем зале кураторы пытаются помирить антиподов. Тут под стеклом сборники, на обложках которых фамилии Есенина и Маяковского стоят рядом, стены опять оформлены цитатами из поэтов - на сей раз уже с заочными признаниями друг друга. "Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие об него споткнутся", - привечает коллегу Есенин. А Маяковский в письме Асееву пишет о том, что Есенина надо вытаскивать из болота пьянства - "ведь он чертовски талантлив". Конечно, тут и отдельное, 1925 года, издание стихотворения Маяковского "Сергею Есенину", его отклик на смерть поэта - с обложкой Родченко.
Точку в этой истории поставил МЦД-3. Пока кураторы выставки раздумывали, как обыграть тему присутствия в Москве станции метро "Маяковская" и отсутствие имени Есенина на транспортной карте столицы - в строй был введен третий диаметр со станцией "Есенинская". И Сергей Попов тут же белым по черному отрисовал русокудрого поэта, мчащегося на поезде МЦД к Маяковскому, присевшему на "М".