Президентское поручение - это хороший повод поговорить о сильных и слабых сторонах накопительной программы, предложенной населению в прошлом году.
Сильная сторона - это софинансирование вложений. Россияне с доходом до 80 тыс. руб. в месяц, вкладывая в программу по 3 тысячи, получат от государства такую же сумму софинансирования, то есть их вложения удваиваются. Более состоятельные получат на рубль вложений 50 или 25 коп. поддержки из бюджета, в зависимости от уровня дохода.
Второе. Участники программы получат возможность использовать в качестве взносов свои пенсионные накопления, сформированные в 2002-2013 годах. По действовавшей тогда программе до 6% заработка зачислялись на персональный пенсионный счет. В 2014 году эти накопления были заморожены, теперь же их можно вернуть и вложить в ПДС.
Третье. Налоговые вычеты. Ежегодно участники программы смогут получать возврат НДФЛ на сумму внесенных накоплений.
Четвертое. Средства, внесенные населением в НПФ по этой программе, будут защищены от банкротства фонда на сумму до 2,8 миллиона рублей. При этом в экстренных случаях накопленные сбережения можно будет использовать до завершения срока действия программы. Средства можно будет изъять, например, для дорогостоящего лечения или при потере кормильца.
Теперь о слабых сторонах проекта, которые очевидно будут препятствовать его успешности, и которые надо пересмотреть, если мы ожидаем его стабильного развития.
Софинансирование - это здорово, однако общая сумма вклада государства в накопления не может превышать 36 тыс. рублей в год. При этом государство будет участвовать в формировании накоплений только первые 3 года из 15 лет, на которые рассчитана программа.
Налоговые вычеты - это тоже серьезный плюс долгосрочного накопления, однако максимальная сумма возврата ограничена 52 тысячами рублей, причем эта сумма определяется сразу по всем программам, где такой вычет предусмотрен. Если человек получил возмещение на эту сумму, например, по индивидуальному инвестиционному счету или добровольному страхованию жизни, налогового вычета по накоплениям уже не будет.
И еще одно. Перечень случаев, когда возможен возврат накоплений без потери льгот и инвестиционного дохода, к сожалению, не слишком широкий и не покрывает всех возможных потребностей. Не предусмотрен, например, случай инвалидности, вызвавшей потерю трудоспособности. Невозможно льготное изъятие средств для приобретения недвижимости или оплаты образования. К тому же пятнадцатилетний срок инвестирования слишком длинный и намного выходит за горизонты планирования среднего россиянина, которые, как показывают исследования, в среднем не превышают 5-7 лет.
Так как же повысить привлекательность программы долгосрочных сбережений, чтобы выполнить поручение президента?
Во-первых, можно увеличить сроки и размеры государственного софинансирования вложений. Сегодняшние 3 года - это слишком мало на фоне общей продолжительности программы в 15 лет. Вторая возможность состоит в увеличении налоговых вычетов, которые могут повысить привлекательность ПДС для населения. Можно также уменьшить срок действия программы и расширить перечень оснований для досрочного получения накоплений без потери льгот и инвестиционного дохода.
Но это не самое важное. Главная проблема программы долгосрочных сбережений в другом. Основной риск, который потребители видит в ПДС, состоит в непредсказуемости инвестиционного дохода в сопоставлении с инфляцией. Негосударственные пенсионные фонды, руководствуясь требованиями Центробанка, вынуждены отказываться от высокодоходных, но рискованных инвестиционных инструментов. В силу этого, как показывает опыт последних лет, далеко не все НПФ сумели показать доходность, сопоставимую с инфляцией. Учитывая непредсказуемость цен, многие россияне, наученные горьким опытом, осторожно отнесутся к ПДС, если им не будет обеспечена положительная реальная инвестиционная доходность - доходность за вычетом инфляции. Поэтому правительство, чтобы добиться цели, поставленной президентом, должно защитить накопления россиян от обесценивания.
Сегодня такой защиты в ПДС не предусмотрено. Есть страхование вкладов от банкротства НПФ, однако сегодня этот риск крайне незначителен из-за жесткого и эффективного контроля Центробанка за надежностью НПФ. А вот риск потерять деньги из-за инфляции - он никуда не делся.
Таким образом, чтобы добиться цели по привлечению населения в ПДС, необходимо установить требования по доходности инвестиций не ниже инфляции. Для того чтобы люди не теряли деньги, в качестве инвестиционных инструментов необходимо использовать облигации, доходность по которым привязана к росту цен. Или вкладывать средства в инструменты, привязанные к стоимости нефти, золота, промышленных металлов и иных физических активов.
Сегодня на рынке сильна потребность в долгосрочных инвестициях, защищенных от непредсказуемого колебания цен. Не все могут и хотят связываться с вложениями в недвижимость или золото, так что эта ниша сегодня остается незаполненной. Россияне хотели бы инвестировать на годы и десятилетия вперед, но только при условии, что их деньги не усохнут в 2 раза через 15 лет участия в ПДС. Так что если решить проблему защиты накоплений от инфляции - тогда планка, поставленная президентом, будет достигнута и превышена без особых проблем.