"Вася величество" - могли шутить в родном Вахтанговском театре - и при этом не грешили против истины. Национальная идея Ланового - Пушкин: когда все хорошо, он - флаг, когда беда - он наш фундамент. Место его было всегда в первом ряду "Бессмертного полка" с портретами родителей. Теперь в этом ряду, в том же строю с его портретом - Ирина Купченко, его жена, народная, любимая и тоже, кажется, родная всей стране. Василий Лановой не дожил до своего 90-летия почти три года. Накануне его нынешнего юбилея, 16 января, мы говорили про народного артиста Ланового с народной артисткой Купченко…
Конечно же, никто по-настоящему не может и представить, насколько не хватает вам Василия Семеновича. Но ведь его сегодня, если честно, всем нам не хватает - не просто великого артиста, но человека, личности такой величины. Многим и духу в наше время часто не хватает - говорить бесстрашно, без оглядки на окружающих, вслух о своих идеалах и вере. А для вас чем Лановой особенный, что в нем самое главное?
Ирина Купченко: Наверное, больше всего не хватает его оптимизма. Вася был веселым, добрым. Я не припомню случая, когда он о ком-нибудь сказал бы худое слово. Он никогда не унывал, любил жизнь, и у него был Божий дар - умение радоваться ей. Из семи христианских добродетелей любовь к ближнему своему - самая труднодостижимая. Вася любил людей, и не потому, что был слеп и не видел их слабости и недостатки, а потому, что жалел и прощал все, кроме предательства.
Он никогда ни перед кем не прогибался, не приспосабливался, не искал мимолетную выгоду. Не передать, сколько он в жизни сделал для людей, с какими бы просьбами, за какой бы помощью к нему ни обращались. Пользуясь своей популярностью, ходил по кабинетам, просил, никогда ничего не прося для себя. Был очень скромным в быту.
Прощание с актером Василием Лановым в Театре им. ВахтанговаБесспорный факт: Лановой - любимец всенародный. При этом никогда не отделял высокое искусство от происходящего вокруг - с родной страной, с людьми… Сейчас мы часто слышим, что "искусство вне политики". Кажется, как раз такое мнение Василию Семеновичу было совсем не близко?
Ирина Купченко: Васе было свойственно то, что я назвала бы общественным темпераментом: все происходящее в жизни вокруг него он воспринимал, как личное. Когда из школьной программы убрали "Войну и мир" Толстого, он неделю бегал по квартире и возмущался: "Как можно лишать ребят книги, которая формирует мировоззрение, учит любить Отечество!". Когда на Западе стали переписывать историю Великой Отечественной войны, для него это было выстрелом в сердце.
Василий Семенович родился в бедной семье, в бараке завода ЗИЛ. Было очень холодно, и его мама Галина Ивановна рассказывала, что рожала в валенках. Став народным артистом СССР, Героем Труда, почетным гражданином Москвы, он всегда говорил, что это не его заслуга. Что все, что у него в жизни есть, - образование, любимая работа, счастливая и полноценная жизнь - дала ему страна, в которой он родился и вырос. Служению своей стране он посвятил всю жизнь и творчество.
Когда ему было семь лет, в июне 1941 года, родители отправили Васю с сестренками на каникулы к бабушке и дедушке в деревню на Западной Украине. Через две недели началась война, и дети оказались в немецкой оккупации...
Это ужасно: неужели все это время дети и родители не знали друг о друге ничего: где они, живы ли?
Ирина Купченко: Нет, четыре года ничего друг о друге не знали. Галина Ивановна и Семен Петрович в первые дни войны на заводе ЗИЛ вручную разливали по бутылкам "коктейль Молотова" - конвейерная лента еще не была смонтирована, а бои уже шли. Через неделю весь цех не вышел на работу - ядовитые пары вызвали паралич.
Родители умерли в мирное время, инвалидами, но и их молчаливый подвиг, как и сотен тысяч других тружеников тыла, приблизил Победу - и Вася каждый год в колонне "Бессмертного полка" шел с портретом мамы и папы.
А в оккупации на уроке в школе однажды учитель сказал ученикам: "А ну-ка, хлопцы, закройте дверь на стул". Дверь закрыли, и он стал читать им "Как закалялась сталь" Николая Островского. И это первое литературное впечатление, литературное потрясение пробудило то, что стало сутью личности Васи, его характера - бесстрашие, несгибаемость воли, беззаветная преданность Родине. Потом он сыграл Павку Корчагина в кино.
Война ножом прошла по детскому сердцу, и эта рана осталась на всю жизнь. Защита памяти погибших, подвига страны и ее героев стали делом его совести. А потом эта память разлилась по России и всему миру многомиллионной рекой "Бессмертного полка", сопредседателем штаба и символом которого он стал.
Выступления Василия Ланового на сцене театра ВахтанговаРодной для Ланового и для вас Театр Вахтангова не остается и сегодня в стороне от СВО, идущей на Донбассе...
Ирина Купченко: Наш театр был создан в непростые времена Гражданской войны. В Великую Отечественную актеры играли на фронте, в эвакуации, в госпиталях. Актриса Нина Аполлоновна Нехлопоченко рыла окопы под Вязьмой. Многие артисты ушли добровольцами и погибли в боях, а кто-то, пройдя войну, вернулся на сцену - Владимир Абрамович Этуш, Михаил Сергеевич Дадыко, Надир Михайлович Малишевский. Так что, наверное, можно сказать, это отношение "зашито" на генном уровне.
И сейчас каждый месяц театр старается собрать и отправить на фронт гуманитарную помощь. Ездил со спектаклями и на прифронтовую зону, был с концертом в Наро-Фоминске в Кантемировской дивизии.
Помимо театра и кино, вы сейчас много занимаетесь проектами, которые как будто перешли к вам по наследству от Василия Семеновича.
Ирина Купченко: Я сотрудничаю с "Бессмертным полком России", участвую в его проектах. Например, сейчас мы третий год подряд проводим литературный конкурс имени Василия Ланового "Пробуждая сердца". Он задумывался как конкурс для детей и юношества, но позже мы добавили номинации, которые позволили участвовать в нем семьям, самодеятельным коллективам школ, сельским домам культуры.
Василий Семенович был прекрасным чтецом и популяризатором классики, он говорил, что великая русская литература - это школа жизни, в которой формируются характер, мировоззрение, выбираются цели и ориентиры на всю оставшуюся жизнь. Хорошие книги дают возможность войти в особый мир чувств и переживаний, обогащают духовный мир человека, формируют чистоту и культуру речи, состояние которых сегодня вызывает особенную тревогу.
Мы перестали выражать свои чувства и мысли сложными предложениями, а подчас и вообще словами. Если в словаре у Эллочки Людоедки было 30 слов, то сейчас в телефоне вместо выражения признательности, сочувствия, гнева, восторга, озабоченности посылают смайлик. Не случайно в последние годы жизни Василий Семенович на всех концертах читал Ивана Алексеевича Бунина:
"Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь".
В день 90-летия со дня рождения Василия Семеновича Ланового на Основной сцене Театра Вахтангова состоится вечер "Певцу любви, дубрав и мира...". В нем примут участие его близкие, друзья, партнеры по сцене - Ирина Купченко, Людмила Максакова, Евгений Князев, Ольга Тумайкина, Марина Есипенко, его ученики, в числе которых Юрий Чурсин, Леонид Бичевин, Эльдар Трамов.
Актер Василий ЛановойВасилия Ланового приняли в труппу Вахтанговского театра в 1957 году, после Щукинского училища. На этой сцене он сыграл более 50 ролей. Не меньше героев сыграл в кино, и все они вписаны навсегда в историю нашего кинематографа. В сентябре 2020-го, на открытии 100-го сезона родного театра, Василий Лановой вместе со своей многолетней партнершей Юлией Борисовой открывал памятник Евгению Вахтангову. Он был уверен, что прочтет Пушкина и на открытии Дома Вахтангова во Владикавказе. Жизнь распорядилась иначе, но голос Ланового звучал там на концерте-открытии "Вахтангов. Путь домой": он остался по-прежнему с нами.