О перспективах создания первого в городе конного терренкура рассказал глава Железноводска Евгений Бакулин. Этот проект связан с другим - ремонтом муниципальной конноспортивной школы в городе, который начнется уже скоро. Власти выкупили старую конюшню, чтобы привести ее в порядок и затем передать на баланс муниципалитета.
Пока что предполагается, что в школе будет 26 лошадей. Главные направления работы - обучение детей конному спорту и реабилитация с помощью адаптивной верховой езды. Но градоначальник отмечает, что и о туристическом потенциале проекта не забыли.
- Конюшня станет новой точкой притяжения туристического потока. Скоро катание на лошади в Железноводске станет вполне реальным и доступным не только досугом, но и лечебным элементом нашего города-курорта. Рассматриваем предоставление различных видов услуг, - заявил Бакулин. - Можно будет "просто прокатиться" на лошади или организовать тематическую фотосессию. Именно верховая езда оказывает сильный терапевтический эффект, ведь спектр заболеваний, которые возможно вылечить с помощью лошадей, очень большой.
Конные прогулки на водах описывал еще Лермонтов, так что можно считать такой досуг вполне традиционным. Впрочем, критики говорят, что они не совсем вписываются в бальнеологическую специфику курортов. Мол, катание на лошадях ближе к спорту, чем к оздоровлению. Эксперты отмечают, что все как раз наоборот и верховая езда вполне соответствует лечебному духу Кавминвод.
- Появление в Железноводске конного терренкура - это предложение более активного вида отдыха, что, безусловно, привлечет молодую аудиторию, - говорит эксперт по продажам и маркетинговым стратегиям в гостиничном бизнесе, консультант по гостеприимству и директор компании Skorbenko management и агентства отельного маркетинга DigitalWill Сергей Скорбенко. - При этом верховая езда не только не противоречит задачам санаторно-курортного лечения, но и во многом способствует оздоровлению. Это тренировка сердечно-сосудистой системы, повышение тонуса мышц, развитие координации, снижение уровня гормонов стресса. Занятия верховой ездой на бальнеологическом курорте привлекут гостей, заинтересованных в реабилитации после травм, людей с ограниченными возможностями здоровья, семьи с детьми. Прогулки на лошадях не требуют такой же физической подготовки, как, например, езда на горном велосипеде, но позволяют выстраивать сложные и длинные маршруты.
Эксперт отмечает, что появление конного терренкура отвечает в том числе и еще одной тенденции: развитию в регионе КМВ активного отдыха, который позволяет привлекать молодых и платежеспособных туристов, интересующихся не только лечением.
- Адаптированные к разным физическим возможностям горные тропы, места для скалолазания, летние санные трассы сделают регион еще более интересным для тех, кто не любит "ленивый" отдых и стремится оставаться в хорошей физической форме, - говорит Скорбенко. - Ориентация на здоровье - один из главных трендов в индустрии гостеприимства в 2024 году. Гости хотят тренироваться, питаться, восстанавливаться и отдыхать. Регион КМВ идеально подходит для таких туристов и должен реагировать на растущую потребность в комплексном восстановлении, создавать оздоровительные программы, сочетающие в себе лечение минеральными водами, спа, фитнес, разные виды двигательной активности - трекинг, конные прогулки или скалолазание. Грамотный маркетинг позволит увеличить продажи на бальнеологическом курорте за счет привлечения аудитории, ориентированной на более экстремальный отдых.
Стоит отметить, что энтузиасты активного отдыха и экстремального спорта иногда даже опережают турагентства и муниципалитеты в предсказывании тенденций, которые набирают популярность. Например, то же самое скалолазание активно развивается в Кавминводах уже последние несколько лет. Фестивали в Кисловодске и Железноводске собирают участников со всей страны, а подвижники расчищают скалолазные секторы и готовят десятки новых трасс перед каждым сезоном, которые, впрочем, почти не заканчиваются благодаря климатическим особенностям: заниматься альпинизмом на Ставрополье можно почти весь год.
У скалолазания в КМВ большая перспектива. Многие молодые люди, которые приезжают в регион, не хотят просто лежать у бассейна или гулять по паркам - им это кажется скучным. А вот взбираться по отвесной стене - то, что им нужно. При этом каждый район КМВ уникален по рельефу, высоте, погоде.
- А какие виды на местные лакколиты открываются, - сказка! - когда ты пролез трассу и перевязываешься на станции- говорит энтузиаст скалолазания Андрей Беспалько, который с товарищами готовит новые трассы на скалах у Железноводска и не только.
- Администрация Железноводска еще не прочувствовала масштабность развития города как центра притяжения скалолазов, но мы активно работаем в этом направлении.
Скалолазы сегодня не только занимаются созданием трасс, им необходимо проявлять и предпринимательские навыки. Сскалолазных маршрутов в одном только Железноводске так много, что пройти все невозможно и за пару дней. При этом в палатке ночевать на территории Бештаугорского заказника нельзя по закону. Активисты быстро сориентировались и открыли кемпинг "Ежи-Кемп", где могут остановиться все, кому это требуется. Так в одной точке сошлись частная инициатива, природная перспектива и туристическая потребность. .
Несколько крупных проектов в Кавминводах, которые должны были привлечь больше активных туристов, так и остались только на бумаге. В первую очередь речь, конечно, идет о большом велотерренкуре, которым планировали окольцевать Бештау и соединить достопримечательности в нескольких городах КМВ. Сначала идея столкнулась с громкой критикой местных экоактивистов, которые переживали, что большая стройка навсегда разрушит тонкие экосистемы. Чуть позже про велотрассу почти перестали говорить. Тем не менее есть и те, кто по-прежнему считает саму идею велотерренкура полезной.
- Если делать все правильно и с умом, то такая трасса способна привлечь туристов, приезжающих в КМВ, - говорит руководитель ставропольского спортклуба "Велоконтинент". - Я утвердился в этой мысли после того, как в прошлом году катался по Ленинградской области. Мне понравилось, как там устроены веломаршруты в лесах. Ничего особенного, просто дорожка с указателями на стендах. По пути встречались места отдыха. Элементарно - столик, лавочка и оборудованая мангальная зона. Важно комфортное покрытие самой велодорожки по всему маршруту. Оно ни в коем случае не должно быть асфальтовым. Достаточно ровного, укатанного грунта. Также необходимы указатели, места отдыха и смотровые площадки. Застройка рядом с маршрутом должна быть минимальной. Важно, чтобы у велотуриста складывалось впечатление, что он едет на нетронутой природе. Это позволит оценить всю красоту Кавминвод.