Как утверждается в пояснительной записке к закону, процедуру проведения общественной экологической экспертизы оптимизировали. То есть в закон внесены поправки, касающиеся оптимизации процедуры ее проведения - исключительно в целях повышения ее эффективности. На первый взгляд, отлично звучит.
Но что на деле? Из круга лиц, которые могут инициировать экспертизу и проводить ее, исключены иноагенты, граждане, признанные недееспособными, и еще ряд категорий. Здесь все понятно.
Самое главное, по мнению авторов закона: предусматривается аттестация экспертов, проводящих общественные экологические экспертизы, а также создание и ведение реестров аттестованных экспертов (с нарушением при этом ФЗ "О персональных данных"). Аттестацию будет проводить Росприроднадзор, а устанавливать порядок проведения аттестации и ведение реестра - Минприроды.
Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены другие сроки введения.
Итак, общественные эксперты должны проходить аттестацию. "Ну и что?" - спросит человек, не разбирающийся в данном вопросе. На самом деле такое положение грозит уничтожить сам институт общественной экологической экспертизы. Есть несколько причин, почему нельзя аттестовывать в Росприроднадзоре. Во-первых, там работают специалисты, которые могут и не иметь достаточных знаний и опыта в области экологии, что может привести к неправильной оценке экологических проектов. Во-вторых, аттестация может быть подвержена коррупции, что приведет к вынесению экспертами решений в интересах определенных компаний или лиц, а не в интересах сохранения природы. Надеемся, что такого не произойдет, но резонансные дела о коррупции в различных сферах всплывают периодически. Кроме того, эксперты, прошедшие аттестацию, могут быть зависимыми от органа, его проводящего, что уже исключает независимое мнение.
Идем далее: аттестация экспертов при таких условиях может быть основана на ограниченной информации, что приведет к неполному пониманию экопроблем и рисков.
Понятно, что нужна объективная экологическая экспертиза, которая проводилась бы независимыми и объективными специалистами. Но с аттестацией в Росприроднадзоре - точно ли она будет?
Представьте, что общественным экспертом является академик РАН, доктор наук (и таких - много). И что, он пойдет на аттестацию в Росприроднадзор к какой-то девочке-сотруднице (или группе сотрудников), у которых зачастую нет профильного образования? Захочет ли он доказывать непрофессионалу сложные вещи, в которых разбирается только специалист высокого класса?
В итоге: общественная экоэкспертиза под угрозой, а население с вводом в действие нового порядка теряет последний инструмент отстаивания своих прав. А ведь статья 42 Конституции РФ декларирует право каждого из нас на благополучную природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного экологическими правонарушениями.