Он призван отрегулировать все, что касается строительства, содержания и эксплуатации лесных дорог. В перспективе это даст возможность сделать "зеленые" трассы частью лесной инфраструктуры России. Сейчас законопроект находится в стадии обсуждения.
На Севере страны грядущие изменения Лесного кодекса откроют новые "сосуды" для наполнения региональных бюджетов. И не только региональных: ведь основной "лесной" доход России приносят именно регионы Северо-Запада.
Главным источником "подзарядки" региональной казны сфера ЛПК остается и в Архангельской области: в общем "пироге" промышленного производства она занимает практически 40 процентов. Достаточно сказать, что бизнес Поморья берет сегодня в аренду около 20 миллионов гектаров лесных угодий. Причем лишь малая часть находится рядом с транспортными артериями региона - ради освоения большинства участков нужно строить специальные пути для заготовительной техники.
- Сегодня лесное законодательство России должным образом не регулирует эту сферу. Так, не определены права арендаторов лесных участков, занимающихся созданием и эксплуатацией лесных дорог. К тому же их строительство фактически невозможно за пределами арендуемых лесных участков, что ограничивает транспортировку древесины, - говорит глава комитета Архангельского областного собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.
- У нас огромные лесные территории, это наше преимущество перед всеми странами мира. В зоне интенсивной заготовки дороги есть практически везде. Но в зонах перспективного освоения ощущается нехватка, - говорит директор Рослесинфорга Павел Чащин.
А Юрий Воробьев, возглавляющий сегодня Совет по вопросам развития лесного комплекса Совфеда РФ, считает, что "зеленых" дорог не хватает критически - те, что есть, не способны обеспечить необходимый для комплексного освоения лесов уровень дорожной протяженности и плотности. А ведь именно эти показатели напрямую определяют транспортную доступность лесных ресурсов.
По официальным данным, объем годовой потребности в лесном дорожном строительстве составляет сегодня более 9,3 тысячи километров - это касается только дорог сезонного действия. А постоянных нужно еще как минимум две тысячи километров. Отметим, что пока ежегодно сдается почти в два раза меньше - шесть тысяч лесных километров.
По мнению парламентариев, притормаживают развитие отрасли именно пробелы законодательства. Неслучайно представители власти и бизнеса в Архангельской и Вологодской областях, в Республике Коми многократно возвращались к этой теме на самых разных федеральных площадках, добиваясь, чтобы профильные структуры правительства РФ внесли необходимые изменения в Лесной кодекс.
Тема, кстати, была озвучена и на стратегическом для лесного бизнеса совещании по вопросам развития ЛПК России: напомним, оно прошло в Архангельской области 10 февраля 2023 года с участием главы государства. По его итогам Государственная дума должна была принять меры по совершенствованию правового регулирования создания лесных дорог. В результате в Лесном кодексе появится отдельная глава "Лесные дороги". Она вводит четкое определение "зеленых" транспортных артерий, распределяет их по видам и разграничивает по расположению.
Обязанность строить дороги новые поправки возлагают на тех, кто использует леса, причем для вывоза как древесины, так и других лесных ресурсов. А для создания, содержания и эксплуатации дорог предлагается допускать выборочные и сплошные рубки и деревьев, и кустарников.
- В настоящее время законопроект проходит обсуждение, собираются отзывы. И со стороны представителей ЛПК звучат положительные оценки, однако есть и предложения по дополнению и усовершенствованию законопроекта. В любом случае это долгожданный документ, в котором нуждается лесной комплекс, - подчеркнул Александр Дятлов.
До принятия поправок в Лесной кодекс, а также до вступления их в силу пройдет не менее года. Тем не менее с 1 января 2024-го самые дальние лесные арендаторы получают преференции: для них вводится меньший коэффициент ставок платы за использование угодий. Как рассказали "РГ" в Рослесинфорге, с 1 января по-новому определяется такса за заготовку древесины. Если раньше расстояние вывозки рассчитывалось от центра лесного квартала до ближайшего пункта погрузки и перевозки древесины по железной дороге, водным транспортом или сплавом, то в новой редакции расстояние будет учитываться или до погрузочного пункта, или до ближайшей автомобильной дороги федерального, регионального, межмуниципального или местного значения. Одним словом, преимущества при решении этого сложного транспортного уравнения получит бизнес, который заготавливает лес дальше от автодорог с твердым покрытием.
Кстати, то, что лесные дороги нужны только для уничтожения природных богатств, - всеобщее заблуждение. Именно эти пути используются сегодня для проведения лесовосстановительных и противопожарных работ. То есть они помогают не только увеличить объем заготовки, но и защитить тайгу: повысить уровень охраны и воспроизводства зеленого достояния России.