Количество российских заводов, производящих топливные гранулы, за последние два года сократилось приблизительно на 20 процентов. Если в 2021 году в отрасли действовали около 275 заводов, то сегодня их насчитывается 200-220. Спрос на их продукцию на внутреннем рынке страны остается низким: в 2021 году потребление этого вида топлива в России составило примерно 700 тысяч тонн и на конец 2023 года возросло лишь до 800 тысяч тонн. При этом два года назад в России было произведено более трех миллионов тонн топливных гранул, которые поставлялись преимущественно на рынки Евросоюза.
В первую очередь в качестве альтернативного рынка древесного биотоплива рассматривается Китай, который потребляет в год свыше 30 миллионов тонн топливных гранул древесного и агропромышленного происхождения. На данный момент поставки импортных гранул в Китай запрещены. Кроме того, объемов их производства внутри страны недостаточно, утверждают некоторые российские эксперты. Есть все основания полагать, что растущий китайский рынок в ближайшей перспективе способен потреблять ежегодно более одного миллиона тонн российских древесных пеллет, считает Владимир Мамматов. Российские лесопромышленники обратились к правительству КНР с предложением снять ограничения на импорт пеллет. Сейчас этот вопрос рассматривается китайскими властями.
Аналогичное предложение было направлено Монголии, где становится все острее проблема загрязнения воздуха выбросами от сжигаемого угля. Особенно это касается столицы страны Улан-Батора, который ежегодно потребляет более полумиллиона тонн угольных брикетов. Замена их на древесные брикеты российского производства позволит снизить объем загрязняющих выбросов на 99 процентов, а древесная зола станет отличным удобрением для сельскохозяйственных земель. И здесь переговоры достигли успеха: еще в конце 2023 года монгольские власти подтвердили, что в отопительном сезоне 2024 года планируют приобрести 140 тысяч тонн российских топливных брикетов.
Но экспорт экспортом, а задача по повышению потребления биотоплива в России не теряет своей актуальности. Год назад президент страны дал поручение поддержать производителей древесного биотоплива и работающего на нем котельного оборудования. С этой целью из федерального бюджета были выделены 15 миллиардов рублей инфраструктурных кредитов, однако российские регионы подали заявки лишь на восемь миллиардов.
Напомним, наиболее перспективными в плане потребления "зеленого угля" считаются регионы СЗФО -Вологодская и Архангельская области, республики Коми и Карелия. Например, заводы в Коми потенциально способны производить 430 тысяч тонн гранул в год. Однако действующие в республике пеллетные котельные за девять месяцев 2023 года потребили только 57 тысяч тонн топлива. Чтобы потребность в топливных гранулах стала сопоставимой с уровнем их производства, необходимо переводить на биотопливо крупные котельные.
По словам Владимира Мамматова, основная проблема, мешающая расширять использование биотоплива, заключается в его цене. Сегодня тонна гранул в среднем стоит пять-шесть тысяч рублей. Каменный уголь и газ обходятся в разы дешевле, и зачастую покупатель на внутреннем рынке выбирает их. Особенно это касается администраций регионов и муниципалитетов, где любое повышение расходов на выработку тепла - крайне болезненная тема.
Ни для кого не секрет, что переоборудование котельной с мазута или угля на биотопливо требует многомиллионных расходов. Но следует учитывать, что современные котельные установки для сжигания древесного топлива имеют высокий КПД. При пересчете расхода на единицу мощности биотопливо вполне способно конкурировать с угольными и газовыми. Кроме того, пеллетные котельные безопаснее газовых, поскольку не грозят взрывом, и проще в обслуживании. Не стоит забывать и о том, что такой способ выработки тепла позволит решить давнюю экологическую проблему накопившихся древесных отходов в регионах с развитой лесопромышленностью.
Власти субъектов СЗФО активно выступают за то, чтобы производители биотоплива имели возможность получать субсидии на покупку оборудования. Как показывает опыт, основная составляющая расходов на производство гранул - это транспорт. Эту меру поддержки было бы желательно прописать в Федеральном законе "О северном завозе", что позволило бы облегчить поставку пеллет в северные регионы. Кстати, в одном из субъектов Северо-Запада эта мера уже воплощена в жизнь - в 2023 году там была увеличена субсидия на эти цели до 50 процентов понесенных затрат (но не более пяти миллионов рублей). Также там принимались заявки на возмещение половины расходов на приобретение сырья и материалов.
Еще одна мера, необходимая для роста внутреннего рынка древесных гранул, - популяризация их использования в домохозяйствах. Именно по этому пути шли в Евросоюзе, где домовладельцы, устанавливающие биотопливные котлы, могли получить субсидию едва ли не в половину их стоимости вместе с работой. Это позволило бы полностью реализовать потенциал российских заводов по производству биотоплива, которые способны ежегодно выпускать от шести до восьми миллионов тонн продукции.