В то же время бензин всех продаваемых на автозаправочных станциях марок также ощутимо подорожал, если сравнивать цены в первом и последнем месяце 2023-го. Так, в январе АИ-95 стоил чуть больше 65, а в декабре уже больше 71 сома. АИ-92 в начале года продавали по 60, а в конце - по 63,8 сома.
В целом стоимость ГСМ в Кыргызстане в течение 2023-го заметно колебалась, то радуя, то огорчая автовладельцев. Были месяцы, когда Служба антимонопольного регулирования КР проводила совещания с республиканскими нефтетрейдерами. Ведомство рекомендовало им не допускать резкого роста розничных цен на горюче-смазочные материалы. Это произошло уже после того, как в сентябре бензин АИ-95, АИ-92, АИ-80 и солярка подорожали на 3,8, 3,1, два сома и 60 тыйынов соответственно.
Причиной, по которой это произошло, стал рекордный рост цен на ГСМ в России, из которой в Кыргызстан завозят весь объем реализуемого в республике топлива. В РФ для стабилизации ситуации даже были вынуждены ввести запрет на экспорт горюче-смазочных материалов за исключением стран Евразийского экономического союза.
В 2023-м Россия поставила в КР на беспошлинной основе более миллиона тонн различных ГСМ. По данным министерства экономики и коммерции республики, речь идет о бензине, дизельном топливе, топливе для реактивных двигателей, сырой нефти, нефтяном битуме. РФ сегодня является единственным поставщиком в Кыргызстан. С 2021 по 2023 годы в республику из России ввозили больше бензина и дизельного топлива по просьбе кыргызской стороны. Причем поставки производились на беспошлинной основе, что позволяло КР серьезно экономить на покупке горюче-смазочных материалов.
Какими будут цены на бензин и солярку в Кыргызстане в 2024 году? В Ассоциации нефтетрейдеров и министерстве экономики и коммерции пока не делали никаких прогнозов и не выступали с комментариями по этому поводу. Но понятно, что стоимость топлива в республике будет зависеть исключительно от внешних факторов, прежде всего от того, что происходит на нефтеперерабатывающих заводах главного поставщика - России.
Как отмечают эксперты, ситуация может измениться с января 2025 года, когда заработает общий рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Это позволит увеличить объемы поставок в Кыргызстан нефтепродуктов, оптимизировать логистику, а следовательно и стоимость ГСМ, что, конечно, положительно скажется на ценах на автозаправочных станциях страны.
Пока же Госантимонополия сообщила о предложении нового механизма работы с нефтетрейдерами. "Заключено соглашение о сотрудничестве. Предприниматели для стабильного обеспечения ГСМ по справедливым ценам и во избежание их необоснованного роста обязались обеспечить ценовую и физическую доступность нефтепродуктов для населения с учетом внешних факторов и своей внутренней политики, которая должна соответствовать требованиям антимонопольного законодательства; не допускать ущемления интересов потребителей при реализации нефтепродуктов; обеспечить необходимые запасы нефтепродуктов и не допускать их дефицита на внутреннем рынке", - сообщили в Госантимонополии.
Тем временем
Беспошлинный ввоз электромобилей в ЕАЭС продлен до 31 декабря 2025 года. "От уплаты пошлины освобождаются только граждане, постоянно проживающие в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане. Не допускается передача прав на владение, пользование и распоряжение электромобилями лицам, имеющим гражданство и постоянное место жительства в России", - сообщили в Евразийской экономической комиссии.
Если бы льготу на ввоз не продлили, ставка составила бы 15 процентов от таможенной стоимости электромобиля.