Но в этот день "главный по ЕГЭ" решил лично рассказать выпускникам, а заодно и журналистам про обновленный ЕГЭ по физике. Почему? Дело в том, что задания экзамена на 2024 год поменялись, и достаточно ощутимо. Как уверяют эксперты, экзамен стал более интересным и привлекательным для школьников. За последние несколько лет число сдающих физику снизилось на 40 процентов. И сейчас все делается для того, чтобы выпускников, готовых взять физику как предмет по выбору, а дальше связать свою профессию с инженерным направлением, было больше.
- В условиях бурного импортозамещения роль инженеров выходит на первый план, и это отмечают на самом высоком уровне, - подчеркнул Анзор Музаев. - И у нас большие надежды, что физика прибавит в весе.
К этому располагают и экономические условия. По словам Музаева, около 40 процентов россиян считают профессию инженера самой перспективной, а зарплата инженеров только за год подросла процентов на двадцать.
Итак, как же поменялся экзамен по физике? Вместо тридцати заданий в нем теперь двадцать шесть.
В заданиях 21 и 23 в этом году будут только задачи по молекулярной физике или электродинамике. В задании 25 - расчетная задача по электродинамике (электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция), задач по оптике в этом году в данном задании не будет. В задании 26 - расчетная задача по механике (динамика, законы сохранения в механике).
- Мы хотели, чтобы этот экзамен получился в первую очередь привлекательным, но не таким уж и легким, - отметил член комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по физике Сергей Стрыгин. - Задач с развернуты ответом стало на одну меньше - теперь их шесть. Но мы сохранили все основные физические темы: механика, молекулярная физика, электродинамика и квантовая физика.
По словам специалиста, хотелось бы, чтобы ребята больше времени уделили главным физическим законам, чтобы им было легче при поступлении в вуз.
До ЕГЭ осталось всего ничего: досрочный период стартует уже 22 марта. В оставшееся до экзаменов время Сергей Стрыгин посоветовал выпускникам заняться систематизацией знаний. Практически вся программа по физике уже пройдена, и необходимо переходить к повторению. Помощниками в этом как раз и могут стать тренировочные и пробные экзамены. Кстати, по всей стране тренировочные ЕГЭ пройдут 16 февраля, 5 марта, 23 апреля и 15 мая.
Интересно, что среди тех, кто пришел писать "пробник", далеко не все собираются поступать в технические вузы. Например, выпускница Анастасия планирует нести документы в медицинский университет, а физику пришла сдавать, просто чтобы попробовать. Но в основной период тоже будет ее сдавать - на всякий случай.
Ее "коллега" Руслан, наоборот, нацелен именно на физику, и "пробник" для него - способ выявить "глупые ошибки". Чем больше практикуешься, тем потом меньше обидных "проколов", считает Руслан. А самым сложным на экзамене выпускник назвал вовсе не задания, а... оформление второй части на бланках.
Кстати
На выставке-форуме "Россия" в павильоне N 57 можно сдать пробный ЕГЭ по всем предметам. Так, с 4 декабря прошлого года на экзамены пришло уже 427 человек из Москвы и Московской области, Ярославской, Тамбовской, Саратовской областей, республик Мордовия, Адыгея, Марий Эл. Прошли экзамены по 9 предметам - профильной математике, обществознанию, истории и другим. Стобалльников пока нет, более 80 баллов набрали 29 человек, а 61 школьник не смог преодолеть минимальный порог по выбранному предмету.
Анзор Музаев не исключает, что в будущем в ЕГЭ по физике может появиться практическая часть.
- Для нас абсолютно понятно, что экспериментальная часть в экзамене по физике важна, - сказал Музаев. - Но ЕГЭ - единый экзамен не только по содержанию, но и по условиям проведения. Было бы здорово сделать практическое задание по физике. Но встает вопрос оборудования, приборов, помещений. Не во всех регионах, не во всех школах есть такие возможности.
Музаев вспомнил, что с подобной проблемой ведомство столкнулось, когда переводили в компьютерный формат ЕГЭ по информатике.
- Все подходы и методики у нас были уже лет десять назад. Но не было технических возможностей, - отметил руководитель Рособрнадзора. - Здесь так же. Главное не навредить. Мы понимаем, что в одном из субъектов школы оснащены новыми лабораториями, приборами, а в другом ситуация отличается. Поэтому нужен разумный, взвешенный подход, и спешка здесь ни к чему. Но мы думаем о таких вариантах.
Сейчас в первой части заданий по физике есть два задания на так называемые методологические умения. Это вопросы, направленные на реализацию физического эксперимента и план построения такого эксперимента.