Предлагается дополнить его статьей об уголовной ответственности за управление домом без правового основания. Сюда включены ситуации, когда организация (УК, ТСЖ, жилищный кооператив и т.п.) ссылается на заведомо ложный протокол общего собрания, блокирует действия по смене управляющей организации (УО) с целью завладеть средствами собственников, собранными за жилищно-коммунальные услуги. За это предлагается взимать штраф до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты осужденного за один-два года, наказывать принудительными работами, арестом и даже лишением свободы на срок до двух лет. Также осужденный должен возместить жителям материальный ущерб в размере полученной за период незаконного управления суммы.
Если же эти деяния были совершены в крупном размере (за год было получено от жителей более 5 млн руб.) или группой лиц, то наказания, по мнению авторов законопроекта, могут дойти до пяти лет заключения, а штрафы - до 500 тыс. руб. или дохода осужденного за три года. При этом виновный может быть освобожден от уголовной ответственности, если совершил такое преступление впервые и полностью возместил материальный ущерб.
Сейчас собственники помещений в МКД зачастую не могут реализовать свои права по управлению общим имуществом и выбрать способ управления домом или УО, отмечают в АКОН. Главным образом, это происходит из-за подделки протоколов общего собрания или из-за противодействия УО, не желающей уходить с дома. Фактически происходит рейдерский захват домов, считают в ассоциации.
Жители тратят годы на судебные разбирательства, касающиеся законности прав управления домом. Все это время нелегитимная компания собирает с них средства на работы по обслуживанию дома. Попытки граждан позже через суд взыскать с такой организации собранные деньги за период неправового управления ни к чему не приводят, подчеркивают в АКОН: суды исходят из того, что работы выполнялись, а факт управления домом без правового основания не имеет в данном случае никакого значения. Уголовная ответственность должностных лиц, а также невозможность получить экономическую выгоду от противоправных действий положит конец беспределу в сфере управления домами, считают авторы законопроекта. Разработанный документ направлен в Госдуму, сообщили в ассоциации.
Депутаты уже работают в данном направлении, рассказал член Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов. В 2023 году принят целый ряд законов, направленных на борьбу с недобросовестными УО, подделкой протоколов общих собраний. Например, принят закон, наделяющий полномочиями администраторов общего собрания физлицо из числа собственников помещений дома, где собрание проходит. "Такие люди вносят информацию в ГИС ЖКХ. Теперь всегда можно установить ответственного и в случае подлога привлечь его к ответственности. Мы также вплотную работаем над цифровизацией отрасли, даем жильцам право голосовать через портал госуслуг и МФЦ. Это значительно сократит подделку подписей и, более того, создаст дополнительный комфорт жителям", - говорит Колунов.
Инициатива представляется актуальной, поскольку уже установленная в Уголовном кодексе ответственность за подделку протоколов общего собрания не способствует исключению случаев захвата жильцов в "заложники" и недобросовестной конкуренции на этом рынке, говорит аналитик Народного фронта Павел Склянчук. Подделка протоколов подпадает под уголовную статью о подделке документов. Однако это не помогает. "Все упирается в дорогостоящую почерковедческую экспертизу, - отмечает Склянчук. - Поэтому более целесообразно не привлекать к ответственности тех, кто подделал подписи, а добиваться ответственности владельцев УО". При этом законопроект нуждается в доработке, считает он, поскольку, например, необходимость доказать наличие умысла требует серьезной работы со стороны следователей. При принятии закона в нынешней версии, по его мнению, большое количество уголовных дел не будет доходить до реальных обвинительных приговоров.
В Жилищном кодексе не предусмотрены процедуры, которые затрудняли бы нарушение воли собственников помещений, говорит независимый эксперт в сфере ЖКХ Павел Архангельский. Недобросовестные УО (а ТСЖ и ЖСК - крайне редко) пользуются этим. Региональные органы госжилнадзора часто не принимают мер к выявлению и прекращению нарушений порядка смены компании или волокитят заявления добросовестных УО и собственников.
Однако и по его мнению законопроект требует доработки. Криминализация вообще всех нарушений выбора и реализации способа управления неоправданна, говорит Архангельский. За многие из них установлена административная ответственность. Подделка подписей, голосование вместо собственника - острая проблема, и за такие нарушения есть единичные случаи привлечения к уголовной ответственности. Но формулировки законопроекта, по его мнению, необходимо скорректировать.
Законодателю необходимо внести поправки в ЖК, которые лишат УО права созывать и проводить общие собрания, быть администраторами онлайн-собраний, повысят прозрачность всех процедур для собственников, в том числе доступность к хранящимся в жилинспекциях протоколам и бюллетеням, считает Архангельский. Достаточно, если УО будут лишь помогать собственникам проводить собрания.