17.01.2024 10:23
Культура

В Смоленске открылась золотошвейная выставка

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №9 (9251)
Увидеть семь редких экспонатов церковного искусства, выполненных в технике лицевого шитья в XVI-XVII веках, смогут жители и гости Смоленска в музее "Русская старина". Они узнают, как выглядела "живопись иглой" и какие иконописные образы передавали мастерицы с ее помощью.
Читать на сайте RG.RU

Лицевое шитье появилось на Руси после принятия христианства. Эта техника использовалась в Византии, с которой тогда поддерживались тесные связи. Вышивать пелены и покровы для храмового убранства считалось богоугодным делом. Золотошвейные мастерские ("светлицы") имелись не только в женских монастырях, но и во дворцах князей и бояр, в купеческих домах. Богато украшенные изделия передавали церквям и обителям в качестве вклада.

- Известны мастерские Софьи Палеолог, Соломонии Сабуровой, Старицких, а также Строгановых, круг произведений которых настолько широк, что исследователи пишут о стиле строгановского шитья. Для него характерны безупречное исполнение и разнообразие швов, - отметили в Смоленском музее-заповеднике. - Расцвет строгановского шитья приходится на 1650-1660-е годы.

В строгановских мастерских делали церковные пелены, завесы для царских врат, покровы на гробницы святых, хоругви, а также покровцы для богослужебных сосудов, воздухи и антиминсы.

Работали артельно. Сначала иконописец "знаменил" - рисовал узор на бумаге. Затем переносил его на ткань чернилами, белилами или мелом, иногда расписывал красками. "Словописцы" (мастера каллиграфии) выводили на полотне необходимый текст, "травники" - растительный орнамент. Далее в дело вступали собственно вышивальщицы, причем у каждой был свой профиль. Одна занималась только ликами, другая - складками одежды или цветочными узорами.

В Ростове-на-Дону "оживили" легендарную мозаику подземных переходов

- Вышивали на восточных или итальянских шелковых тканях - цветными шелковыми, золотными и серебряными нитями. Нити были волочеными (когда проволока вытягивалась до тонкости волоса) или прядеными, то есть навитыми на шелковую нить. Шелк использовали для вышивки гладью, так называемым атласным швом, ликов и рук. Металлические же нити накладывали на ткань сверху параллельными вертикальными рядами и потом прикрепляли тем же шелком, - пояснили специалисты.

Исследователь строгановского лицевого шитья Александр Силкин насчитал в музейных коллекциях 176 предметов этого стиля. Из них семь хранится в "Русской старине". Среди экспонатов выставки - покровцы, воздухи, палица, крест с омофора и епитрахиль. В средней части каждого изделия традиционно вышиты библейские сюжеты и изображения святых, на каймах - литургические и вкладные надписи. Все представленные предметы были созданы в мастерской Анны Строгановой в Сольвычегодске в середине XVII века, при правлении царя Алексея Михайловича и в период церковной реформы патриарха Никона.

Музеи и памятники Смоленск