18.01.2024 21:30
Культура

Премьера "Приглашения на казнь" пройдет в Театра им. Ермоловой 25 и 26 января

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №11 (9253)
Новый календарный год в Театре Ермоловой открывают любопытным возвращением - премьерой спектакля "Приглашение на казнь". Именно на этой сцене роман Владимира Набокова был поставлен впервые - в 1989 году Валерием Фокиным. Теперь за таинственную антиутопию взялась Марина Брусникина.
"Приглашение на казнь" в Ермоловском ставил Валерий Фокин. Теперь Марина Брусникина. / Ира Полярная
Читать на сайте RG.RU

"Важное в этом романе для меня - тема, - говорит режиссер. - Тема несовпадения индивидуальности героя с окружающим миром и тот факт, что всегда есть выход и спасение. Но главное - это талант автора, его уникальное, сложное художественное пространство, которое очень трудно, но необходимо сохранить при переносе на сцену. Люблю вызовы и люблю разгадывать загадки, а это, конечно, вызов, и, конечно, загадка".

Надо сказать, что сам Владимир Набоков считал "Приглашение на казнь" своей самой сильной книгой.

Писал о ней: "Приглашение на казнь" - это скрипка, звучащая в пустом пространстве. Человек приземленный решит, что тут штукарство. Старики поспешат перейти от этой книги к провинциальным любовным романам и жизнеописаниям знаменитостей. Она не вызывает восторга у заседательницы дамского клуба... Но я знаю нескольких читателей, которые вскочат со стула, ероша волосы".

Над этим романом он работал с восторгом и неутихающим вдохновением, написав его очень быстро летом 1934 года. Первая публикация - в парижском журнале "Современные записки" в 1935-1936 годах. Автор скрылся за псевдонимом В. Сирин.

Фокин: У Театра на Таганке появится памятник Юрию Любимову, работа уже начата

Действие происходит через много сотен лет после ХХ века. Набоков описывает последние дни жизни Цинцинната Ц., чья вина в обществе "прозрачных друг для дружки душ" состоит в его "непроницаемости" для окружающих.

Долгое время он "бдительно изощрялся в том, чтобы скрыть некоторую свою особость", но однажды потерял осторожность, и все увидели его "непохожесть" на других.

Директор тюрьмы, адвокат, мать, жена, родственники, дети, тени... Гротескные, смешные и страшные, они даже приготовления к казни обставляют как балаган, в котором единственным живым человеком, мечущимся, ищущим и сомневающимся, оказывается Цинциннат Ц.

Еще один занимательный эпизод: в 1989 году, тогдашний худрук Ермоловского театра Валерий Фокин роль Палача мсье Пьера предложил Олегу Меньшикову. Но тот не только не согласился (он во что бы то ни стало хотел играть главного персонажа Цинцинната), но и покинул труппу. Впрочем, через пару десятилетий вернувшись в эти стены уже в должности худрука.

Тогда спектакль игрался за опущенным занавесом, со зрителями на сцене. Как набоковский текст воплотят теперь, скоро увидим.

В нынешней версии "Приглашения на казнь" роль Цинцинната сыграет Андрей Мартынов, мсье Пьера - Антон Колесников, директора тюрьмы - Олег Филипчик. Выйдут на сцену и другие артисты. Сценография и костюмы - Нана Абдрашитова, композитор - Симона Маркевич, хореограф - Ирина Галушкина.

Сценарист "Фишера" Сергей Кальварский дебютирует в театре с "Пигмалионом"
Драматический театр