Паломники и любители истории к Рождеству ехали в Верхотурье, чтобы увидеть красоту сводов и фарфоровый иконостас Свято-Николаевского монастыря, поклониться мощам уральского святого Симеона Верхотурского. В светской программе северного городка с населением 8 тысяч человек - государственный историко-архитектурный музей-заповедник, расположенный на территории единственного сохранившегося на Урале кремля. С 3 января от Екатеринбурга до Верхотурья курсировала туристическая "Ласточка". Туры в духовную столицу Урала на специализированной электричке стали новинкой сезона, их популярности способствовала достаточно низкая цена - чуть более 600 рублей.
С недавних пор визит в Верхотурье можно совместить с комфортным отдыхом на лоне природы. У скалы Кликун-камень, возле устья рек Тура и Неремка в начале 2023 года открылись восемь гостевых домиков загородного клуба "Яблоневый сад". А в декабре на той же территории появились семь геокуполов с панорамным видом на заснеженный лес и тот самый яблоневый сад, давший имя базе отдыха. В ближайшее время отдыхающие получат возможность еще и плавать даже в мороз - откроется крытый бассейн с площадью чаши 100 квадратных метров.
- Гости разные. Это и молодые пары, и семьи с детьми, активные люди. В основном, конечно, наши, с Урала. Плюс Москва, Югра. Но приезжали даже люди из Калининграда, Владивостока - вся Россия, - рассказывает управляющий базы Александр Кашанин.
На создание глэмпинга был выделен грант в рамках нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" - 5 миллионов рублей, при этом инвестор вложил 12 собственных миллионов. Кстати, нынешней зимой по той же программе в регионе появилось 20 новых туробъектов совокупно более чем на 100 мест: в Мариинске, Верхней Сысерти, Кадниково, в деревне Каменке на Чусовой и других востребованных у туристов локациях. И старые, и вновь открывшиеся глэмпинги, по данным департамента по развитию туризма Свердловской области, были загружены на 100 процентов.
"Парк сказов" в Арамили - место далеко не новое, но неизменно популярное. С начала зимы здесь побывали 25 тысяч гостей. Около 70 процентов посетивших резиденцию Урал Мороза, регионального волшебного деда, - жители региона, остальные - гости из Челябинской и Тюменской областей, Югры, Пермского края, представители более дальних субъектов РФ. Причин популярности этого места несколько: большая территория, комплексный подход к отдыху, удачная концепция: взрослые с удовольствием везут ребятишек в гости к младшему брату Деда Мороза. К тому же и цены не отпугивали: целый день в сказочной деревне с питанием, посещением новогодней елки, покупкой сувениров и катанием на аттракционах семье из трех человек обходился примерно в 3000 рублей.
Всего же за зимние каникулы Свердловскую область посетило более 300 тысяч туристов - примерно столько же, сколько приезжало годом ранее. Загрузка коллективных средств размещения - отелей и хостелов - составила 85 процентов. Наиболее популярными оказались гостиницы 2-3 звезды. Был шанс превзойти показатели 2023 года, но вмешались экстремальные морозы.
Многие в такую погоду искали развлечения в помещениях: более 270 тысяч человек отметились в музеях и театрах. В числе самых популярных - "Эрмитаж-Урал", Музей истории Екатеринбурга и Свердловский областной краеведческий музей. Более 2000 человек поднялись по ступеням Невьянской башни. Не обошли вниманием туристы и крупнейший музейный комплекс в Верхней Пышме. Осмотр здешней экспозиции военной и гражданской техники многие сочетали с поездкой на ретропоезде и посещением станции Шувакиш: все билеты на "Уральский экспресс" были раскуплены заранее.
Грелись туристы не только в зданиях, но и в термальных бассейнах: более 25 тысяч человек посетили комплексы "Баден-Баден" на Уктусе и в Реже, а также источник "Акварель" в Туринске.
Специально под зимние каникулы были обновлены национальные турмаршруты - "Демидовский" и "Императорский". Трижды за новогодние праздники группы отправлялись в трехдневное путешествие Екатеринбург-Невьянск-Нижний Тагил с проживанием в четырехзвездных отелях, посещением связанных с династией Демидовых мест и визитом на металлургическое производство. За это приключение нужно было заплатить 20 тысяч рублей. А "Императорский вагон" с 3 по 7 января пять раз отправлялся с полной загрузкой в сторону Алапаевска - билеты на этот тур раскупают за 3-4 месяца вперед, их цена вполне подъемна - чуть более 2000 рублей.
Как ни странно, в лютую стужу не пустовали природные парки "Бажовские места", "Оленьи ручьи" и Висимский биосферный заповедник, а также горнолыжные центры на Уктусе, на горах Лиственной, Ежовой, Пильной и Белой. Ездили уральцы и в Сысерть, на полюбившийся с прошлого года каток, хотя обильные снегопады и мешали кататься по периметру пруда.
Михаил Мальцев, руководитель уральского отделения Российского союза туриндустрии:
- В эти каникулы спрос не был исключительно высоким, но и провальным его назвать нельзя. Екатеринбург притягателен для жителей соседних регионов, потому что традиционно здесь можно совместить культурную программу с шопингом. Во время таких туров по договоренности туристам предоставляются скидки в отелях. Екатеринбург в большей степени ориентирован на деловой туризм - в отличие от Москвы или Санкт-Петербурга, куда едут и в выходные, и в будни. На Урале в нерабочие дни падает спрос на места размещения, поэтому отели соглашаются снизить цены. Что касается области, там сохраняются традиционные проблемы, мешающие развитию въездного и внутреннего туризма: отсутствие достаточного количества загородных средств размещения и в связи с этим нехватка предложений по привлекательным ценам.
Поэтому жители Екатеринбурга стали основным источником финансирования турбизнеса соседних областей. На термальных курортах Тюменской области до 40 процентов гостей приехали из Свердловской области. Аналогичная ситуация с горнолыжными курортами Челябинской области - там наших было от 30 до 35 процентов. В этом нет ничего плохого, мы жители одной страны. Но обидно, что мы не можем эти деньги сохранять на территории своего региона.
В последнее время по федеральной программе сданы интересные объекты, которые запускают в эксплуатацию уже зимой. Но это капля в море - нехватка номерного фонда колоссальная. Нам нужен прорывной проект, комплексный подход с участием большого бизнеса. И необходимо, чтобы развитие не ограничивалось 50 километрами вокруг Екатеринбурга. Места размещения должны быть на каждой трассе - по тагильскому, режевскому направлениям, Московскому тракту и так далее.