- К родным мы уехали на скоростной электричке "Ласточка", где при посадке тоже требуется предъявлять документ. Показал проводнику свой электронный паспорт на смартфоне и - никаких дополнительных вопросов. Проблемы возникли уже на обратном пути, - поясняет Евгений.
На улице стоял мороз минус 23, да еще с метелью. В поезд папу с ребенком, чтоб не морозить, запустили без вопросов. Семья уже начала обустраиваться, как подошел проводник и попросил представить документы. Евгений открыл электронную копию паспорта с портала "Госуслуги", и... тут же проводник дал ему от ворот поворот: формат не тот. Приглашенный начальник поезда и вовсе наотрез отказался смотреть в смартфон, настаивая на бумажном документе. Отправление поезда задержали, чтобы вывести из вагона неформатных пассажиров, вызвали транспортную полицию. Отцу с дочерью, которая уже заливалась слезами, ничего не оставалось, как идти за полицейскими на перрон. Пришлось так же на такси возвращаться в Североуральск. А это - 70 километров. И на следующий день - добираться до Екатеринбурга автобусом.
Прокуратура Серова организовала проверку по факту происшествия, в том числе по статье - оставление в опасности. Евгений Панов готовит иск в суд, чтоб взыскать хотя бы компенсацию стоимости билетов, расходов на такси и морального вреда.
В СвЖД же уверенно утверждают, что претензии пассажира напрасны, их сотрудники ничего не нарушили, действовали по правилам, утвержденным минтрансом: "Взрослым пассажирам при посадке в поезд дальнего следования необходимо представлять только оригинал документа, удостоверяющего личность".
Любопытно, что даже для Урала - это уже не первый случай, когда купившим билеты пассажирам отказывают в поездке на поезде, потому что на руках у них нет оригинала паспорта. Жительница Кургана с четырехлетней дочерью вынуждена была добираться из Екатеринбурга до дома на перекладных, потому что ее не пустили в вагон с цифровыми сканами документа и справкой о том, что паспорт находится на оформлении прописки. Соцсети переполнены негодующими комментариями о нечеловеческом отношении к пассажирам, противоречащем курсу страны на цифровизацию документов.
Но эмоции тут, по мнению специалистов, неуместны и преждевременны. Да, в сентябре прошлого года президент РФ издал указ о представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность, с использованием информационных технологий. Однако правительство только подготовило проект правил, который предусматривает такую возможность в разных ситуациях, в том числе при посадке в поезд дальнего следования. Но документ еще не принят и не вступил в законную силу. Поэтому действуют прежние правила.
Наталья Костюченко, адвокат
В данном случае нельзя говорить о нарушении прав гражданина, поскольку он использовал свой "цифровой паспорт" преждевременно, до вступления в силу постановления правительства, регламентирующего порядок применения мобильного приложения и состав сведений, которые могут быть представлены с использованием мобильного приложения. Следует дождаться, когда законодательная база будет приведена в полное соответствие с Указом Президента от 18.09.2023 N 695 с учетом всех этапов и сроков выполнения мероприятий по введению электронного паспорта. Не важно, какой вид транспорта пассажир выбирает (поезд, автобус, самолет), он должен в любой момент подтвердить свою личность, а бумажный паспорт - лучшее тому свидетельство. Ведь без бумажного паспорта при разрядке электронного устройства они вообще никак не смогут подтвердить свою личность. А личность несовершеннолетнего ребенка должна подтверждаться оригиналом свидетельства о рождении или его нотариально заверенной копией. И не надо также забывать, что сотрудники транспорта, требуя паспорт гражданина, руководствуются требованиями безопасности, которые предъявляются к перевозкам пассажиров. Конечно, технологии, как и время, не стоят на месте. И в настоящее время минтранс прорабатывает возможность применения биометрии для подтверждения личности при посадке на поезд. Пассажиры РЖД могут лично принять участие в эксперименте.