Советские войска освободили город Пушкин 24 января 1944 года. Дворцово-парковый ансамбль лежал в руинах. Екатерининский дворец и его парк были заминированы.
Восстанавливать Царскосельский ансамбль и Петергоф решили практически сразу. Решение Исполкома Ленгорсовета "О разработке мероприятий по восстановлению городов Петродворец и Пушкин" принято 5 мая 1944 года. А в 1949 году началось переоборудование Александровского дворца для военного ведомства.
"В это же время на фасаде Екатерининского дворца велись работы по реставрации сильно пострадавших во время Великой Отечественной войны фигур атлантов. Особенно поврежденные части скульптур, в основном головы, плечи, руки, заменяли на более долговечные детали из цемента на металлической арматуре", - рассказали в музее-заповеднике "Царское Cело". Сегодня, наоборот, - реставраторы убирают следы бытования советского периода и восстанавливают исторические интерьеры. В ходе работ и была найдена историческая голова атланта Екатерининского дворца.
Всего фигур атлантов 52. Они изготовлены более 260 лет назад из гипса. Растрелли задумывал декор дворца как позолоченный, однако от этой идеи отказались из-за капризов петербургской погоды. У головы, обнаруженной в 2020 году, следы позолоты сохранились, что и позволило установить ее подлинность.
Новый "эталонный" атлант тоже гипсовый. Его высота чуть более полутора метров, а вес около 300 килограммов. Реставраторы собрали мастер-модель из двух частей: сделали копию подлинной головы-находки и торса с фасада.
- Атланты - выразительное, эффектное, знаковое, но очень уязвимое украшение фасада. Они сильно выступают за его плоскость, поэтому больше всего страдают от дождей и наледи, - поясняет заместитель директора ГМЗ "Царское Село" по реставрации Наталья Кудряцева. - Реставрировать поврежденные скульптуры приходится постоянно, и точная модель для последующей реставрации всех атлантов для нас представляет большую ценность.
Скульптуру-копию весом около 300 кг установили в цокольном этаже Камероновой галереи. А подлинная голова атланта - в фондах музея. В 2022 году она была на выставке "Руины на бумаге", а в 2023-м - в проекте "Рожденные дважды".