Чуть больше половины традиционно приходится на крепкие спиртные напитки. Их продажи в прошлом году увеличились на 2,8%, до 116,3 млн дал. При этом водки пить больше не стали - напротив, ее продажи чуть снизились - на 0,8%, до 75,6 млн дал. Зато сразу на 20,8% (до почти 14 млн дал) выросли продажи ликеро-водочных изделий свыше 25% (настойки, ликеры и т.п.). На 14,6% (до 12,7 млн дал) увеличилась реализация продукции в категории "другие спиртные напитки" (джин, виски и т.д.). Также наблюдается рост продаж коньяка - на 9,4% (до 13,9 млн дал).
В прошлом году заметно выросли продажи винодельческой продукции: тихих вин было выпито на 5,8% больше (56,5 млн дал), игристых - на 8,3% (21,7 млн дал).
Продажи слабоалкогольных напитков продолжают стремительно расти - в 2023 год их было реализовано в рознице на 14,5% (18,4 млн дал), чем годом ранее.
При этом производство отечественного алкоголя в 2023 году снизилось на 3,9%, до 191,7 млн дал. Падало производство практически большинства видов продукции: водки - на 4,3% (до 80, 4 млн дал, коньяка - на 0,7% (до 8,8 млн дал), тихих вин - на 8,3% (до 29,99 млн дал), игристых - на 12,7% (до 14,1 млн дал). Внушительный рост показало только производство слабоалкогольных напитков - на 17,7% (до 22,3 млн дал). Также на 8,5% (до 8,6 млн дал) увеличился выпуск коньяка.
Теперь эту продукцию активно реализуют, говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Подстегивали продажи в 2023 году повышение ввозных пошлин для вин из недружественных стран, а также грядущее значительное повышение акцизов (с мая 2024 года). "Люди просто старались успеть купить до повышения цен", - поясняет Шапкин.
В прошлом году отечественный бизнес активно замещал импорт, осваивая производство таких напитков, как джин, виски и даже текила, которые раньше практически в полном объеме завозились из-за рубежа. "Видимо, потребителям надоела водка, и они пробуют как раз новую отечественную продукцию", - говорит Шапкин.
По оценке эксперта, альтернативы водке получаются не сильно дороже. Например, джин - по сути, простая можжевеловая водка.
Ранее директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз объяснял рост потребления этих напитков, а также тихих и игристых вин, в том числе развитием внутреннего туризма. Раньше россияне выпивали их за рубежом во время отпуска, теперь пьют их на отдыхе дома.
По оценке Шапкина, в 2024 году продажи как минимум винодельческой продукции будут снижаться, в том числе и под давлением растущих цен. Часть любителей вина перейдут на слабоалкогольные коктейли и пивные напитки, поэтому их продажи продолжат расти.