23.01.2024 13:30
СЗФО

Как повысить безопасность пользования трамваями: ученые предлагают

Текст:  Владислав Краев (Санкт-Петербург)
Специалисты предложили внедрить в трамваях Санкт-Петербурга новые системы безопасности, чтобы уменьшить на остановках число ДТП, имеющих тяжёлые последствия. Но пока эти разработки остаются невостребованными. О новациях, способных защитить пассажиров и водителей, "Российской газете" рассказал Сергей Репин, профессор кафедры наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).
/ Управление информационной политики СПбГАСУ
Читать на сайте RG.RU

Сергей Васильевич, в Петербурге появилось много новых трамваев, выгодно отличающихся от предшественников своими характеристикам и комфортом. Однако на трамвайных остановках по-прежнему происходят наезды на людей, которые выходят из вагонов или собираются в них зайти. Что можно сделать для предотвращения подобных ДТП?

Сергей Репин: Все автомобилисты знают, что во время движения по дорогам, на которых есть трамвайная линия, надо быть предельно осторожным и внимательным, чтобы вовремя заметить, когда трамвай подошёл к остановке: явного сигнала о приближении к ней он не даёт. Нередко сама остановка плохо заметна на фоне других дорожных факторов. И стоит автомобилисту чуть-чуть ослабить внимание, как он оказывается в зоне высадки пассажиров. Двери трамвая открываются, невзирая на то, есть машины в зоне высадки или нет. Часто возникает ситуация, угрожающая жизни и здоровью пассажиров трамвая. Чтобы её избежать, мы разработали два предложения.

Первое - это система, которая визуально сигнализирует водителю о том, что трамвай остановился. Один из вариантов - специальное устройство, проецирующее световую информацию на дорогу перед водителями автомобилей, приближающихся к остановке трамвая. Ведь тот треугольный сигнал об остановке, который мигает на самом трамвае, к сожалению, малозаметен. А если перед водителем на дороге будет ярко высвечено слово "СТОП", то это невозможно будет не заметить. При приближении к месту высадки пассажиров устройство заранее могло бы помигивать, предупреждая о скорой остановке. Причём такими устройствами легко оборудовать трамваи и новых, и старых моделей.

Второе предложение, которое может повысить безопасность пассажиров трамваев, заключается в блокировании дверей, пока в зоне остановки есть хотя бы одно движущееся транспортное средство. Специальные датчики улавливают движение автомобилей со стороны дверей и блокируют открытие дверей, пока движение не прекратится. Расстояние действия датчиков можно задать на величину зоны остановки трамвая.

Вы предлагаете внедрять две эти системы в комплексе или по отдельности?

Сергей Репин: Желательно, конечно, в комплексе. Тогда и водителям автомобилей будет своевременно сообщено об остановке трамвая, и пассажиры не выйдут под колеса транспорта. Хотя у нас есть патенты на каждую систему по отдельности. Обе они совсем не дорогие: их цена составляет доли процента от стоимости трамвая. Наши разработки могут существенно повысить безопасность пассажиров и водителей, требуя при этом предельно минимальных материальных вложений.

Поддерживают ли ваши исследования в СПбГАСУ? Как на них смотрят в системе городского электротранспорта?

Сергей Репин: Вуз помогает нам по собственной инициативе в меру возможностей: проводит научно-практические конференции, где мы докладываем о своих разработках, публикует наши доклады в вузовских сборниках. Вуз оплатил нам заявку на патенты, мы участвуем в грантовых конкурсах СПбГАСУ. Однако городские структуры, которые ведают транспортным процессом, интереса к нашим предложениям пока не проявили. Я имею в виду ГУП "Горэлектротранс" и Комитет по транспорту. К трамвайным предприятиям в других городах мы ещё не обращались, но думаем заняться этим в ближайшее время.

В какой стадии находятся те разработки, о которых вы говорили?

Сергей Репин: Пока они существуют на уровне проектов, защищённых патентами, и расчётов того, какие датчики и другие компоненты можно использовать. Чтобы заняться разработкой опытных образцов, необходимо привлечение специалистов других специальностей, нужны дополнительные разработки, часто возникающие при апробации нового решения, - это серьёзная научно-исследовательская прикладная работа, которая уже потребует некоторых вложений в изготовление пробных образцов и их испытания в реальных условия.

Реклама, ФГБОУ ВО "СПбГАСУ", ИНН 7809011023

Реклама,
erid:4CQwVszH9pWvKJocS8Y
СЗФО Санкт-Петербург