В туалет - под конвоем
Эта ситуация больше напоминает шпионский детектив, нежели стандартную процедуру выдворения. Власти Латвии откровенно заявили, что Катков является угрозой для государственной безопасности страны. Чем именно он заслужил подобные "почести", до конца не ясно. Не исключено, что выдворение стало показательной поркой на фоне ужесточающейся политики латвийских властей в отношении всего русскоязычного населения.
Депортацию Борис Григорьевич вспоминает как страшный сон. Все произошло неожиданно и крайне быстро. Соответствующее уведомление от латвийских властей он получил 10 января. По закону обжаловать это решение можно в течение месяца. Однако давать лишнее время пенсионеру никто не собирался. Уже через два дня к крыльцу его дома подъехал конвой. На сборы дали ровно час, прямо как на войне.
- Уведомление о депортации стало для всей семьи настоящим шоком. Пограничники просто заявились ко мне домой и дали час на сборы, попутно предъявив документ об аресте. В туалет я ходил с конвоем, за водой - тоже с ним. И так продолжалось восемь часов, - вспоминает Катков. - Мои объяснения никто не слушал, требования об отсрочке выдворения хотя бы на неделю отклоняли. Объяснения, которые я получил от властей, липовые. Это надуманный предлог, чтобы показать борьбу с якобы прокремлевским общественным деятелем.
За 57 лет жизни в Латвии с таким хамским отношением Борис Григорьевич столкнулся впервые. Туда он попал по воле случая. В юношеские годы жил и служил в поселке Долгоруково Калининградской области. По воинской специальности - ракетчик. Затем в 1960-х его перевели на службу в военкомат латвийского города Цесис. Так началась новая жизнь в Прибалтике, которая на тот момент входила в состав Советского Союза.
Потом был переезд в город Даугавпилс, а оттуда - уже в Ригу, где Катков обосновался окончательно. У него появилась семья, свой дом. А потом грянула перестройка, СССР развалился, и Латвия внезапно стала отдельным, чужим государством. Российских военных тогда из страны не выпускали, да и ехать им было некуда: многие перевезли с собой в Прибалтику всех родных, в России их никто не ждал.
Пришлось подстраиваться под новые условия. Борис Григорьевич продолжил помогать нашим соотечественникам. Вместе с коллегами решал вопросы гражданства, трудоустройства, пенсий, медицинского обслуживания. Со временем возглавил латвийско-российскую организацию сотрудничества. А в 2008 году поступило предложение от базирующегося в Калининграде Балтийского финансового университета имени Канта возглавить представительство вуза в Риге. После недолгих раздумий согласился. Там и проработал 15 лет.
- Мы такие совместные проекты реализовывали, которые до нас никто не делал! Больше 400 студентов прошло через меня за все время работы в представительстве. Довольно часто мы помогали им поступать не только в калининградский вуз, но и в другие российские университеты. До сих пор почти со всеми поддерживаю связь. Хорошее было время, - говорит он.
"Внесен в список нежелательных лиц"
Именно за такую "хорошую работу" отставной военный и поплатился. 40% населения Латвии всегда было русскоязычным. Вероятно потому власти в какой-то момент посчитали, что Катков разрушает демографию, "вербует" для России студентов, вкладывает в их умы неправильную информацию, да еще и поддерживает Путина.
- Это был удар без предупреждения, отчего сейчас очень горько. Меня назвали прокремлевским, хотя я куда более пролатвийский, ведь прожил в этой стране добрые полвека. Да, мы в Латвии лишены права выбора, поскольку не являемся гражданами страны. Как россияне организовывали выборы президента РФ и депутатов Госдумы, сами участвовали в них через диппредставительства. Но закон разрешал нам это делать, да и все культурные мероприятия с участием русской общины всегда соответствовали существующим в стране нормам и правилам.
Сегодня Латвия изменилась до неузнаваемости. По словам Бориса Григорьевича, есть четкое, чуть ли не расовое разделение на латышей и русских. Последним особенно достается от действующей власти. Взять хотя бы недавние нововведения, касающиеся обязательного экзамена на знание латышского языка для всех русскоязычных жителей страны:
- Требования там такие, что не каждый латыш его сдаст! А теперь представьте 75-летнюю бабушку, которая из своего дома, дай бог, только в магазин за хлебом ходит. Ну какой экзамен?! Зачем ей этот латышский язык, когда она всю свою жизнь говорит по-русски? Никого в правительстве и парламенте это не заботит. Я вообще слышал, что экзамен - полностью коммерческая история. За сдачу заплати сто евро, потом за то, чтобы узнать результаты, отдай еще 15 евро. Так бюджет за счет русских и пополняют.
Чей Крым?
Некоторые принципиально не идут на экзамен. Борис Катков от проверки своих знаний тоже отказался, после чего в конце ноября 2023 года получил письмо от властей. От него потребовали подробно расписать свою биографию и указать родственные связи, а затем ответить на провокационные вопросы: "Чей Крым?" или "Поддерживаете ли вы СВО?". Некоторые русскоязычные подписывали такие документы от безысходности, просто боясь в одночасье потерять все. Катков делать этого не стал, и был депортирован.
- Очень тяжело это вспоминать. Но я уверен, что правда - на стороне России. Сильно переживаю за свою семью - за жену, детей, внуков и правнучек. Невозможно предсказать, как на них отразится вся эта ситуация. Конечно, хотелось бы всех, включая собаку, с которой прожили семь лет, перевезти в Калининградскую область. Но это непросто.
Сложно, в первую очередь, из-за недвижимости. Дом Бориса Григорьевича разделен между родственниками, потому просто так продать его не выйдет. Семья у отставного военного большая - 13 человек, половина из которых - граждане Латвии. Единодушия по поводу общего переезда в Россию пока нет.
Трудности возникли с организациями, в которых работал Катков. Власти Латвии просто не дали времени, чтобы найти ему замену и закрыть финансово-хозяйственную деятельность ассоциации и представительства. Сейчас с этими проблемами разбирается супруга Бориса Григорьевича. Его дочь тем временем пытается оспорить решение о депортации. А сын уехал вместе с отцом, чтобы присматривать за ним.
В Калининградской области Бориса Григорьевича встретили и временно приютили сотрудники уже родного для него БФУ имени Канта. В планах у пенсионера - продолжить работать на университет. В этом руководство вуза готово его поддержать. Власти Калининградской области также готовы оказать помощь и Борису Каткову, и всем нашим соотечественникам, оказавшимся в непростой ситуации.
- Мы расцениваем такую ситуацию как варварство и бесчеловечное отношение прежде всего к людям старшего возраста. Ведь большая часть из тех, кого будут подвергать принудительной депортации, - это пожилые люди. Не совсем понятно, какую именно угрозу для страны блока НАТО может в данном случае представлять 82-летний пенсионер, - прокомментировали в пресс-службе правительства региона.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов поручил коллегам подыскать для Бориса Каткова квартиру в областном центре в кратчайшие сроки. Ранее с ходатайством о выделении служебного жилья к властям обращался ректор БФУ имени Канта Александр Федоров. Пока 82-летний пенсионер проживает в гостинице за счет областного правительства.
Кстати
Высадили прямо на границе Во время депортации власти Латвии проигнорировали просьбы Бориса Каткова посадить его на прямой автобусный рейс Рига - Калининград. Потому его высадили на границе с Псковской областью - в пункте пропуска Бурачки Псковской области.
Там Бориса Григорьевича встретили руководитель аппарата правительства области и представители комитетов по соцполитике и здравоохранению. Его осмотрели медики, после чего социальные службы обеспечили всем необходимым и предоставили гостиницу. Переночевав, Катков решил отправиться дальше, в Калининградскую область, откуда он родом.