Самым впечатляющим примером роста цен в 2023-м стала ситуация с куриными яйцами. Их стоимость за год увеличилась более чем на 61,35 процента. Резкий скачок был в декабре - сразу на 18 процентов. Подорожали и другие продукты. Например, мясо птицы - на 27,8 процента (хотя в декабре цены на него откатились почти на два процента). Подорожала свинина, говядина, мороженая рыба.
Есть продукты, цены на которые, наоборот, снизились. Например, картофель подешевел у производителей на 17,3 процента, лук репчатый - на десять, подсолнечное масло - на 1,2. А цена на гречку, которую наши соотечественники выносят с полок продуктовых магазинах при малейшей тревоге, снизилась за год на 18,4 процента. И в последние две недели уже нынешнего года эта тенденция сохраняется: цена снизилась еще на 2,6 процента. В Минсельхозе это объясняют тем, что в 2023 году был один из лучших урожаев гречихи за всю историю страны: сельхозпроизводители собрали примерно 1,6 миллиона тонн. Также за последние две недели снизились цены производителей на куриное мясо (минус один процент), сыр (минус 0,6 процента), мороженую рыбу (минус 0,2 процента), лук (минус 0,6 процента) и другие виды продукции. Не изменились отпускные цены на свинину, сливочное масло, сахар, макаронные изделия.
Начала снижаться стоимость куриных яиц. К 17 января цена производителей на яйца первой категории упала на 2,6 процента, второй - на 1,4. Фактически отпускные цены на этот продукт снижаются третью неделю подряд. По мнению экспертов, это результат традиционного падения спроса после новогодних каникул и насыщения рынка дополнительной продукцией (на полгода разрешен беспошлинный импорт яиц и на год - мяса птицы). Цена на яйца начала снижаться и в рознице. С 10 по 15 января - на 0,2 процента. Эта тенденция должна сохраниться в ближайшем будущем.
Отпускные цены на куриное мясо уменьшаются уже семь недель подряд. За последнюю неделю - на 2,1 процента. По данным Росстата, курица за это время подешевела в рознице на 0,9 процента. Потеряла в цене свинина. За неделю ее стоимость у производителей снизилась на 2,7 процента. В магазинах - на 0,2 процента.
- Такой продовольственной инфляции, как в прошлом году, ожидать не стоит, - считает кандидат экономических наук Юрий Пономарев. - Последние два года были непростыми и для производителей, и для ретейлеров. Стоимость логистики поднялась на 30 процентов, а по некоторым направлениям, как говорят участники этого бизнеса, на 70 процентов. Дефицит рабочей силы тоже внес свою лепту. Работодатели были вынуждены поднять зарплату, и все эти издержки в итоге легли на плечи потребителей. Сложная ситуация с оборудованием. Крупные производители пищевой продукции приобрели зарубежное оборудование, которое сейчас не удается обслуживать по техрегламенту: невозможно вызывать иностранных специалистов, получить запчасти. Сильно подорожала упаковка.
Бизнесу уже удалось наладить некоторые процессы, в частности, улучшить логистику. Стоимость перевозок высока, но, по крайней мере, уже понятно, что везти, куда и каким образом. Однако дефицит рабочей силы сохранится. Многое будет зависеть от мировой инфляции, курса валюты, от тарифов естественных монополий и от покупательной способности населения. Есть вероятность, что подорожают продукты, цены на которые в прошлом году были стабильны. Ведь издержки увеличились не только у птицеводов, но и производителей других продуктов. Однако цены на хлеб или макароны должны остаться на приемлемом уровне. По мнению Пономарева, платежеспособность населения еще не восстановилась до уровня 2021 года, и это не позволит высоко поднять цены. Хотя Росстат уверяет, что тенденция постепенно меняется, а реальные доходы населения растут. Даже если считать, что статистика немного "прищурилась", то есть и другие данные, подтверждающие этот тренд. Например, в стране увеличилось потребление мяса. Это фиксируют и производители, и торговцы.
Прямая речь
Дмитрий Востриков, исполнительный директор "Руспродсоюза":
-Импортозамещение и ориентация на экспорт продукции АПК были правильным вектором. Это позволило уйти от "ножек Буша" и зависимости от поставок продовольствия. Правильнее поддерживать доходность производителей и планировать производство, исходя из спроса, с расширением предложения за счет инвестиционных кредитов. Тогда и товаров будет много. Если необходима стабилизация или снижение цен, то должны быть созданы условия экономического характера, способствующие снижению себестоимости, но таковых предпосылок нет.