24.01.2024 10:03
Культура

О чем мечтает уроженка Воронежа, ставшая солисткой Мариинского театра

Текст:  Татьяна Ткачёва
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №15 (9257)
Для молодой оперной певицы, выпускницы Воронежской академии искусств Ольги Масловой минувший год был щедр на подарки.
Ольга Маслова: Страшно уйти в сценический образ и не вернуться в себя. / Наталья Коньшина
Читать на сайте RG.RU

Январь - победа в I Международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. Спецпризами стали роли в престижных музыкальных театрах Москвы - в МАМТе и "Геликон-опере", логичным последствием - гастроли по России, Абхазии и Белоруссии. Июль - "серебро" на конкурсе имени П. Чайковского и выступление на фестивале в Афинах. Ноябрь - первый сольный концерт в филармонии в родном городе - публика "Воронежской камераты" осталась в восторге и от мастерски исполненных арий, и от актерских находок девушки. Декабрь - выход в заглавной партии в "Аиде" на сцене Театра Верди в итальянском Салерно... И в том же 2023-м Ольга влилась в труппу Мариинки в Санкт-Петербурге.

На концерте, когда вы меняете образы, чувствуется особый вкус к "ядовитым" героиням типа леди Макбет. Но ведь они полная противоположность вам в жизни! Как вы ищете характер таких персонажей?

Ольга Маслова: Да, леди Макбет интересная, хотя и очень страшная. Страшно уйти в такой образ и не вернуться в себя. У меня был пугающий опыт в студенчестве: педагог по гармонии написала цикл романсов и предложила мне исполнить его в концерте. Автор - веселая, легкая, позитивная девушка, и я подумала: почему бы нет. А оказалось, что она пишет атональную музыку на стихи Зинаиды Гиппиус. Полный декаданс и уныние! Для меня это было первое большое выступление с романсами, так что мы много репетировали, я глубоко погрузилась в материал. И настолько вошла в состояние агрессии ко всему, что потом месяца два кидалась на родных! Тогда другой педагог, по актерскому мастерству, который мне помогал, спросил: "А ты, когда в образ уходила, оставляла себе зарубки, чтобы назад выйти?" Я и не знала про такое... Поэтому к роли леди Макбет подходила с очень большой опаской. Готовясь к роли, я смотрела интервью с преступниками, передачи про психически больных людей, про расстройства поведения. Пыталась понять, как сделать персонаж, чтобы он не повлиял на меня, не прилипал к душе. Роль должна быть как костюм: надел - снял. Что в опере "Макбет", что в "Леди Макбет Мценского уезда", эти героини для меня - живые мертвецы, которые разрушают мир вокруг себя. Дыру внутри леди Макбет пытается заполнить богатством, властью, успехами мужа. Но сходит с ума. И моя задача - не сопереживать таким персонажам, а показать истинное зло. Чем омерзительнее оно будет, тем лучше.

Не могу сказать, что мне ближе "классические" постановки. Я люблю эксперименты, когда они логично выстроены

Бывает ли, что вы не согласны с режиссерской трактовкой сюжета, своего образа?

Ольга Маслова: Если что-то смущает, можно договориться. Иногда режиссеры проговаривают, что надо делать жестко и четко, а что остается на усмотрение артистов. По моему опыту - не стоит приходить чистым листом: мол, я - материал, лепите из меня, что хотите. Скорости постановок сейчас настолько бешеные, что работа начинается сразу с постановки мизансцен, и уже потом ты видишь общую концепцию, декорации, костюмы. Если ты разобрался заранее, каков твой персонаж, то повернуть под другим углом уже проще, чем придумывать с нуля. Например, ставили "Демона" в Мариинском театре. Мне досталась роль Тамары. В моем представлении у героини очень близкие отношения с отцом, няней и женихом. А режиссеру ситуация виделась мрачной: и няня не любила ребенка, так что Тамара натыкалась на нее, как на стену, и жених был индифферентный, и сама она через замужество мечтала вырваться от властного отца... Лично я так не вижу это произведение. Но, имея определенные наработки образа - в интонациях, психологических моментах, пластике, - смогла подвести их под его представление.

"Севильского цирюльника", поставленного в МАМТе, покажут в кино

Если бы вы могли выбрать себе роль в Воронеже, в каком спектакле бы спели?

Ольга Маслова: В "Трубадуре"! Я, конечно, мечтаю спеть Леонору в Мариинском театре, мне там нравится именно постановка этой оперы. Фанатею от нее с 2015 года, с тех пор как попала в молодежную труппу. И спектакль "Макбет" люблю, в Мариинке он тоже замечательный. Леди Макбет я спела в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, где постановка очень футуристическая. Не могу сказать, что мне ближе "классические" постановки. Я люблю эксперименты, когда они логично выстроены: ты видишь начало, развитие и конец образа. Допустим, мне очень нравятся работы Дмитрия Бертмана. Когда я пела Абигайль в "Набукко" в его театре "Геликон-опера", мы пообщались, он рассказал свою концепцию "Пиковой дамы" - такие придумки, которые невозможно вырвать из контекста спектакля. Мне нравятся постановки, где тебе вдруг показывают произведение, известное еще со школы, с другой стороны. Образ может быть перевернут с ног на голову, но если этому найдено обоснование в тексте - почему нет? Есть над чем подумать.

Справка "РГ"

Ольга Маслова родилась в Воронеже в 1992 году, в 2015-м с отличием окончила Академию искусств (класс Зои Солодиловой). Дебютировала на сцене Воронежского театра оперы и балета в партии Иоланты. Стала лауреатом крупных международных смотров: Собиновского музыкального фестиваля в Саратове, конкурса вокалистов имени М. Глинки в Казани, конкурса оперных певцов "Санкт-Петербург" и Competizione dell.Opera в Москве. Активную концертную деятельность ведет с 2010 года. В 2015-2022-м училась в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, затем была солисткой его Приморской сцены во Владивостоке. С 2023-го - солистка петербургской труппы Мариинки.

Музыкальный театр Воронеж