24.01.2024 18:16
Власть

За добычу краснокнижных китов и дельфинов могут ввести уголовную ответственность

Текст:  Иван Егоров
Российская газета - Федеральный выпуск: №16 (9258)
По поручению Генпрокурора Игоря Краснова на постоянном контроле прокуроров находятся вопросы добычи, охраны и использования морских млекопитающих, в том числе китообразных видов.
В России сейчас действует 55 дельфинариев, океанариумов и зоопарков с китообразными. / GettyImages
Читать на сайте RG.RU

За последний год не было слышно о вопиющих случаях, подобных "китовой тюрьме" в Приморье в 2018 году. Тогда были обнаружены 11 косаток и 90 белух, которые содержались коммерсантами в нечеловеческих, а точнее, не в китовых условиях. Именно этот случай дал толчок массовым проверкам прокуратурой условий содержания и вылова морских млекопитающих. А также изменениям законодательства в части ужесточения ответственности и кратного увеличения штрафов за вылов китов и дельфинов.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в Генпрокуратуре, сейчас во взаимодействии с заинтересованными ведомствами проводится работа по дополнению краснокнижными видами морских млекопитающих перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, за добычу которых установлена уголовная ответственность.

Краснокнижных китов и дельфинов планируют включить в перечень особо ценных животных, за добычу которых установлена уголовная ответственность

В настоящее время добыча и вылов китообразных с изъятием их из среды обитания ведется только при ведении традиционного рыболовства коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 2022 году ими было добыто 11 особей белух, а также 133 особи серого кита.

При этом промысел китообразных коренными народами 2023 года еще не завершен.

На территориях Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа пограничными органами ФСБ России обеспечен контроль за выданными разрешениями на добычу порядка 6 тысяч особей кольчатых нерп, ларг, морских зайцев и тихоокеанских моржей.

По данным Россельхознадзора, в настоящий момент в стране 55 хозяйствующих субъектов содержат и используют морских млекопитающих в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах. Наибольшее количество таких объектов, а именно 14, зарегистрировано в Краснодарском крае. В Крыму их 8.

Генпрокуратура: Долги по зарплате в России сократились более чем в два раза

При этом, как показали прокурорские проверки, нередко собственники таких организаций игнорируют требования закона при содержании в неволе морских млекопитающих, в том числе занесенных в Красную книгу РФ.

Всего в 2023 году было выявлено 159 нарушений при использовании морских млекопитающих в коммерческих целях в дельфинариях и океанариумах в условиях, не отвечающих требованиям безопасности. Для их устранения внесено 97 актов прокурорского реагирования.

Так, в республиках Крым, Татарстан, Чеченской Республике, Краснодарском, Приморском краях, Калининградской, Нижегородской областях, Севастополе и Москве пресечены факты безлицензионного содержания китообразных и ластоногих морских животных. А также необеспечения должного контроля за состоянием их здоровья.

Например, вмешательство прокуратуры потребовалось в Краснодарском крае в связи с использованием индивидуальными предпринимателями без лицензий млекопитающих в культурно-зрелищных целях. Решением суда по иску специализированной прокуратуры в октябре 2023 года деятельность индивидуального предпринимателя до получения лицензии запрещена.

Юрист объяснила, грозит ли физлицам уголовная ответственность за неуплату налога

Морские животные юридических лиц переданы в организации, имеющие необходимые разрешения.

По требованию Останкинской межрайонной прокуратуры Москвы столичным океанариумом в органах Росприроднадзора получены разрешения на содержание трех занесенных в Красную книгу РФ черноморских афалин.

Продолжается работа прокуроров и по блокировке информационных ресурсов, а это более 40 сайтов с предложениями приобретения орудий массового истребления морских животных.

Правоохранительная система Генпрокуратура Россельхознадзор