На специальной стоянке - десятки авто: от стареньких "Жигулей" до представительного Mercedes. Повреждения - совершенно разные. У одних машин разбиты стекла, посечен кузов, а другие - просто груда обожженного металла, дырявого от осколков.
Владельцы 462 пострадавших во время обстрелов ВСУ автомобилей получили компенсации в общей сумме 106,7 миллиона рублей, однако процесс еще не завершен.
Эксперт по оценке состояния транспортных средств Антон Мазур отмечает, что вся работа осложняется непредсказуемостью. Он показывает небольшое отверстие в черной иномарке: понятно, что через него осколок от снаряда залетел, но не вылетел.
"И где он оказался, что повредил... Это мы и должны выяснить, - говорит он. - Бывает такое, что на первый взгляд автомобиль совершенно целый, но не работает. Начинаем смотреть, а от подкапотного пространства ничего не осталось".
И если о разбитой легковушке эксперт может говорить сухо и четко, то, когда заходит речь об общении с владельцами машин, нужно абстрагироваться: это уже личные, семейные истории. На стоянке есть авто, в которых в момент обстрела находились люди. Это - особая тема. Хорошо, если живы-здоровы, тогда можно разговаривать предметно о том, ремонтировать транспортное средство или проще получить компенсацию его полной рыночной стоимости. Антон Мазур поясняет, что и цену деталей, запасных частей, и автомобиля в целом эксперты называют рыночную, учитывая оригинальность поврежденных комплектующих.
"Приведу такой пример: стекла - наиболее распространенные повреждения, - продолжает Антон Мазур. - Мы не склеиваем и не засверливаем их. Мы считаем по рыночной стоимости. И вот если есть у нас Opel 2005 года выпуска, то стекла для него в сложившейся ситуации стоят 280 тысяч рублей, а сама машина - 600 тысяч. Так зачем ремонтировать авто за два рубля, когда можно купить другую за рубль?"
Мэр Белгорода Валентин Демидов отметил, что пока экспертиза поврежденных автомобилей будет продолжена, хотя большая часть собственников уже получила компенсации ущерба. Однако число машин, требующих такого исследования, растет: некоторые собственники обращаются с проблемой только теперь, ведь во время атак ВСУ выезжали из Белгорода.