Плохо за рулем Роману, статному, здоровому мужику в полном расцвете сил, стало в один из январских рейсов, когда он возвращался из Тюмени. Груз - ящики бутылок с минеральной водой, - доставил по месту назначения, и фура шла домой легко. На федеральной трассе Р-351, буквально в паре десятков километров от родного Камышлова, дальнобойщик почувствовал неладное: ему стало сложно управлять машиной. В глазах помутнело, язык онемел, и руки отказывались слушаться.
Подать хоть какой-то сигнал о помощи он не успел, только нажал на тормоза. Кабину повело на заснеженную обочину, а прицеп занесло буквой "Г" на соседнюю полосу. С внезапным препятствием тут же столкнулся самосвал: серьезных повреждений машина не получила и водитель "Тонара" вышел просто, чтобы "одернуть" дальнобойщика: мол, будь внимательнее.
Но поговорить не получилось: Роман молчал в ответ на претензии, а вскоре и вовсе сполз на пол кабины. Тогда-то водитель и вызвал автоинспекторов, чтобы правоохранители разобрались в ситуации.
Но, по свидетельствам очевидцев, прибывшие сотрудники ГИБДД разбираться в состоянии обездвиженного Романа не стали. Взглянули, попытались заговорить и выяснить причины неадекватного состояния, но, услышав в ответ невнятное, решили: пьян или под наркотиками. Занялись вопросами безопасности движения: освобождением дорожного полотна и составлением протоколов.
- Я несколько часов сидел и ждал, пока оформят ДТП. Возмущался, почему так долго расписывают бумаги и не вызывают скорую. Мне в ответ: пусть проспится, повезем на освидетельствование, - рассказал впоследствии водитель самосвала юристу Сергею Тетерину, взявшемуся по просьбе семьи дальнобойщика за расследование этого ЧП.
Приступ у Романа случился не в далекой глухомани, а в густонаселенном районе: районная больница находилась под боком, да и центр медицины катастроф - поблизости на трассе. Но инспекторы в первую очередь вызвали не врачей, а представителя компании, где работал Роман. Чтобы он дал все личные данные для оформления протокола, да и привел своего сотрудника в чувство. На место аварии примчались и сослуживцы, которые хорошо знали Романа как ответственного водителя. Они-то и обратили внимание на очевидные признаки, характерные для инсульта: перекошенное лицо, паралич тела. Только тогда водителями (а не автоинспекторами!) была вызвана скорая, и обездвиженного дальнобойщика на авто медицины катастроф домчали прямо до клиники областного центра. Обследование на КТ подтвердило: тяжелый инсульт с нарастающим отеком мозга.
Пока Роман лежал в реанимации, его жена Екатерина каждый день терзала врачей вопросами в надежде услышать обнадеживающий прогноз. Ни один из автоинспекторов Кочуровым не позвонил ни с извинениями, ни с человеческим участием. Только однажды, по данным "РГ", некий их товарищ по службе попросил по телефону "не портить жизнь молодым ребятам своими претензиями".
- По данному факту руководством областного управления назначена проверка. Если информация подтвердится, будут приняты адекватные меры реагирования, - сообщила журналистам Галина Кравченко, начальник отдела пропаганды безопасного дорожного движения регионального ГИБДД.
Проверка продолжается до сих пор, дожидаться адекватных мер семья Кочуровых не стала и подала заявление о возбуждении уголовного дела в Следственный комитет. Там, в свою очередь, тоже назначили проверку.
- На мой взгляд, автоинспекторы нарушили все должностные инструкции. Даже если они предполагали, что водитель находится в состоянии опьянения, они должны были доставить его в медучреждение на освидетельствование или вызвать бригаду скорой, а не оставлять в беспомощном состоянии "протрезветь". В этой ситуации сотрудники ДПС были обязаны действовать в соответствии с Законом о полиции и оказать помощь гражданину, находящемуся в беспомощном состоянии, опасном для его жизни и здоровья, - пояснил "РГ" юрист Сергей Тетерин.
Между тем в соцсетях разгорелся спор: должны ли автоинспекторы знать назубок признаки инсульта - они не медики, даже не каждый врач по бессвязной речи незнакомца сможет понять, что дело не в принятых на грудь градусах, а в нарушении мозгового кровообращения. Согласно действующим инструкциям, обучение оказанию первой медицинской помощи проходит каждый сотрудник ГИБДД. Ведь зачастую именно инспекторы ДПС первыми приезжают на место аварии и спасение жизни пострадавших - в их руках. На одном из дорожных форумов Ленар Габдурахманов, будучи заместителем руководителя ГУОБДД МВД России, приводил статистику, что до 32 процентов погибших в ДТП могли бы остаться живы, если бы своевременно получили медицинскую помощь. Вот только не во все программы курсов по спасательным методикам входит знакомство с особенностями таких внезапных болезней, как инсульт, инфаркт, диабет, которые не так уж редко становятся причинами аварий на дорогах. Единого подхода в важности такого обучения нет, все зависит от инициативы в отдельных регионах.
- Ставить диагноз, действительно, - дело медиков. Тут проблема не в диагнозе, а в том, что сотрудники ГИБДД, понимая, что водитель в неадекватном состоянии, не вызвали скорую помощь или не попытались сами доставить его к специалистам. Курсы для человеческого отношения и вызова медиков - не нужны, - высказал корреспонденту "РГ" свою позицию руководитель свердловского представительства общественной организации "Автомобилист" Олег Таратухин.
Вопреки правилам
Эта история свидетельствует, что сотрудники ДПС на местах не знают ни федеральных законов, ни установленных правил, ни приказов своего ведомства. Согласно всем этим документам, инспектору, если водитель показался ему нетрезвым, следует оформлять протокол об отстранении от управления. Водитель не может его подписать? Он в невменяемом состоянии? Тогда инспектору следует провести видеосъемку, пригласить понятых, посадить водителя в свой автомобиль для доставки на медосвидетельствование. В крайнем случае вызвать автомобиль cкорой помощи. И все это делается в считаные минуты. То, что водитель лежал в холодной машине шесть часов, - явное нарушение должностных инструкций.
Как минимум сотрудники ГИБДД должны были организовать его проверку на трезвость. А еще лучше - доставить в медучреждение, раз он лыка не вяжет. Но этого сделано не было. Скорую вызвал лишь представитель компании-перевозчика. Тут, помимо вопроса, почему инспекторы не выполнили свои обязанности по освидетельствованию водителя, возникает еще один нюанс. После приема большого количества спиртного у человека может возникнуть алкогольная кома. В этом случае его надо спасать, а не ждать, когда он протрезвеет. Но в данном случае инспекторов жизнь человека, похоже, не интересовала. И он стал инвалидом, хотя до этого не употребил ни одного грамма алкоголя за рулем.
Подготовил Владимир Баршев