Отличие только в том, что сначала известные украинские СМИ и Telegram-каналы сразу похвастались "небывалым успехом" ВСУ, а потом, когда выяснилось, что среди жертв десятки украинских же военнослужащих, начали менять картину мира и первоначальные сообщения, чем только усугубили свое и коллективного Зеленского положение.
Дело в том, что неназванные пока ракетчики испортили Зеленскому день рождения. Обмен военнопленными, объятия перед камерами с карателями из запрещенного в России нацистского полка "Азов" и вообще отважный визит в приграничье Харьковской области должны были стать центральными мероприятиями 25 января на Украине, символическим подарком себе любимому. Вместо этого Зеленский был вынужден целых 56 секунд блеять что-то про необходимость "международного расследования" в вечернем обращении к "нации". Но так и не признал, что массовка, летевшая на празднование его 46-летия, была убита самими массовиками-затейниками.
ВСУ с ГУР тоже прямо не признали вину в гибели российского экипажа и украинцев, хотя косвенно, через недоговоренности и оговорки "по Фрейду" все-таки оставили свои "отпечатки". Военные дали понять, что целенаправленно охотились за российскими самолетами в Белгородской области и продолжат это делать впредь, а в ГУР подтвердили подготовку обмена и то, что он не происходит. СБУ в свою очередь возбудила дело о нарушении обычаев войны, признав тем самым, что жертвами стали украинские военнопленные. И здесь им, как гласит приписываемая генпрокурору СССР Андрею Вышинскому поговорка, главное не выйти на самих себя.
Пропагандисты же на коленке попытались слепить версию, что Ил-76 якобы перевозил ракеты к С-300, ну и, конечно, в ход пошла стандартная украинская подлость - "сами себя расстреляли". Украинские же политологи и эксперты из числа подкармливающихся под офисом Зеленского продвигают в массы тезис, что "все не так однозначно". В целом украинские СМИ получили указание максимально гасить ажиотаж и перебивать чем угодно новостную повестку.
Крушение ИЛ-76 в Белгородской областиСудя по реакциям, получается у них плохо. Ряд украинских политиков, вроде скандального депутата Гончаренко, устроили в социальных сетях форменную истерику и, не стесняя себя в выражениях, указали на офис Зеленского как на виновных в смерти пленных. Бывший же депутат, один из основателей "Азова", а теперь популярный оппозиционный блогер и "правозащитник" Игорь Мосийчук безапелляционно заявил: "Если договоренности были, и воздушный коридор был согласован, в Киеве должны немедленно начаться аресты среди тех, кто отдавал команду стрелять".
Но очень может быть, что у Зеленского пока не понимают - кого именно арестовывать. Одно дело, если это были подчиненные Залужного, и тогда аресты и даже отставка главкома с уголовным делом вполне возможны. Но для этого нужно иметь неопровержимые доказательства, что Ил-76 сбила армейская ПВО, потому что у Залужного есть свои консультанты, пиарщики, союзники и кураторы.
Другое дело, если это была автономная диверсионная группа, подчиненная ГУР, и не имевшая информации о характере рейса. Это поставит крест на возможном повышении Кирилла Буданова. Наконец, вполне возможно, что кнопку "пуск" на иностранном зенитно-ракетном комплексе нажимал тоже иностранец - англичанин, француз или немец. Такая версия озвучивается как приоритетная рядом украинских военных и политических экспертов. Если они правы, и иностранный след в трагедии, а значит и участие военных НАТО в нападении на территорию России так или иначе подтвердится, для Зеленского и компании это окажется худшим ответом на вопрос "кто виноват".
Кураторы Киева инцидент комментируют осторожно и размыто. Поначалу западные СМИ тиражировали украинские сообщения о том, что самолет сбили ВСУ, но потом конкретика из заголовков исчезла. The Washington Post обратила внимание на мрачный вид Зеленского и его слова о том, что он обсудил действия ВВС с военным руководством. По мнению газеты, это косвенное признание того, что за атакой на самолет стоит Киев. The New York Times считает, что причастность Украины к атаке на самолет будет для нее "болезненной неудачей".