26.01.2024 12:27
Происшествия

В Москву прибыли выжившие в авиакатастрофе в Афганистане. О чем они рассказали

Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №18 (9260)
Выжившие после крушения бизнес-джета Falcon 10 в Афганистане в пятницу утром вернулись в Москву. Самолет с россиянами - двумя пилотами и двумя медработниками, приземлился в московском аэропорту "Внуково".
Чтобы выжить, людям пришлось провести 1,5 суток на морозе, пришлось даже жечь шнурки, чтобы согреться. / Сергей Бобылев/ТАСС
Читать на сайте RG.RU
Во Внукове встретили выживших при крушении самолета в Афганистане

Falcon 10, принадлежащий ООО "Атлетик Групп", выполнял чартерный санитарный рейс по маршруту Гая (Индия) - Ташкент - Жуковский. Бизнес-джет пропал с радаров вечером 20 января в воздушном пространстве Афганистана. На борту находились четыре члена экипажа и два пассажира. Самолет использовался для перевозки тяжелобольной россиянки.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), пассажирами разбившегося в Афганистане самолета была семейная пара из Волгодонска - Анна и Анатолий Евсюковы. Анатолий Евсюков был владельцем нескольких рынков, а также ряда торговых центров у себя в городе. Он арендовал частный самолет, чтобы доставить на лечение в Россию санитарным рейсом свою супругу, с которой он отдыхал в Таиланде.

Первоначальным местом вылета самолета была курортная Паттайя. Там Анна находилась в больнице на аппарате ИВЛ. У женщины "отказали почти все органы, кроме мозга и сердца". Во время полета она также была подключена к аппарату ИВЛ.

В минувшую субботу экипаж Falcon 10 сообщил о решении произвести вынужденную посадку в Таджикистане из-за нехватки топлива. Потом отказали оба двигателя и самолет пропал с радаров.

21 января Росавиация со ссылкой на российское посольство в Афганистане сообщила, что местная наземная поисково-спасательная служба нашла пропавший бизнес-джет. По данным ведомства, из шести человек, находившихся на борту, выжили четверо, у них различные травмы. Супруги Евсюковы погибли.

Кадры поисков рухнувшего самолета Falcon 10

Ранее руководитель портала "Авиация России" Андрей Величко в разговоре с "РГ" отметил, что главный вопрос, которой необходимо прояснить, что произошло в салоне при посадке, если погибли два пассажира, а сопровождающие остались живы? "Предположу, что женщина была ненадежно зафиксирована ремнями, и когда стало понятно, что ей угрожает опасность, муж бросился к ней на помощь, но при касании самолета земли произошел удар, который привел к гибели обоих", - поделился мнением эксперт.

По возвращении в Москву выживший в авиакатастрофе пилот Аркадий Грачев рассказал, что ему удалось посадить падающий самолет. "Мы не упали, мы сели на пике горы", - сказал Грачев. Он также сообщил, что люди провели 1,5 суток на морозе, им пришлось даже жечь шнурки, чтобы согреться.

Пилот опроверг сообщения о миллионе долларов на борту упавшего самолета

"Ночь продержались, а потом за нами пришли афганские братья", - рассказал пилот. Затем они спускались с высоты 4 тысячи метров по глубокому снегу, до ближайшей деревни пришлось идти около пяти часов. На вопрос о причинах аварии Грачев ответил, что это были технические проблемы.

В свою очередь другой пилот Дмитрий Беляков рассказал журналистам, что причиной крушения самолета стала техническая неисправность, приведшая к проблеме с топливом. "По всей видимости, проблема с топливом. Это наличие льда, что нарушило поступление из основных танков в расходные баки", - пояснил он.

Также выжившие в авиакатастрофе прокомментировали сообщения СМИ о миллионе долларов, который якобы находился на борту разбившегося самолета. В частности, по словам Аркадия Грачева, таких больших денег в самолете не было, были только личные деньги. Он пояснил, что афганцы пришли помогать выжившим при крушении, их надо было как-то отблагодарить, поэтому им дали небольшие деньги. "Я еще был в нормальном физическом состоянии, мог идти, а других ребят они просто тащили волоком", - уточнил Грачев.

После авиакатастрофы СКР возбудил уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.

Известно, что пилотов вместе с другими выжившими вызвали в прокуратуру для дачи объяснений.

Выжившие в авиакатастрофе в Афганистане вернулись в Россию
Комментарий

Удивляет, как экипаж сел на пике горы. Володя Таланов мой старинный друг и спаситель. Почему спаситель? А мы разбились на самолете Ан-72 под Воркутой. Он был командиром экипажа. Причина - техническая неисправность борта. Я бы не писал эти строки, если бы не его воля и решительность.

Но Владимир Валерьевич Таланов кавалер орденов Красной Звезды, Красного Знамени (это за Афган) и Мужества (за ту самую жесткую посадку под Воркутой). Облетел на своем Ан-26 весь Афганистан. Мы говорим с ним о том, как приземлился "Фалькон 10" в горах Бадахшана. Лучшего эксперта мне не найти.

Владимир Таланов: Я удивился, что хоть кто-то остался в живых. Ведь там сплошные пятитысячники. Летишь над облаками, и только пики торчат. Долины, вернее, долинки, накрыты "ватой". Вот по этим пикам и ориентируешься. Но если в первый раз летишь, то надо быть знатным географом.

Ты бы смог посадить борт на склон горы?

Владимир Таланов: Ни за что. Надо искать ровную площадку. Это невозможно. Нужно везение. А что касается "Фалькона"… Он, как перышко, легкий. Реактивный. А двигатели отключишь - превращается в топор. Не перестаю удивляться, как экипаж смог совершить посадку и остаться в живых.

Ведь мы тоже под Воркутой остались живы…

Владимир Таланов: Там не было гор. Мы сначала приземлились, а потом уж разбились.

Володя много недоговаривает. Ровно через два года на Земле Франца-Иосифа при посадке в его борт влетел снежный заряд. Машина ударилась о полосу, левое крыло сломалось, и машина сложилась. Но опять чудо! Все живы. Обычно первыми на место происшествия прибывают медики и МЧС, если оно есть, конечно. А вторыми - следователи. И, конечно, берут подписку о неразглашении данных, теперь уже представляющих тайну следствия. Неважно, виноват пилот или подвела техника. В любом случае возбуждается уголовное дело. Общение с журналистами под запретом. Работников следствия можно понять. С каждым рассказом меняется реальность. Так устроена психика. А свидетельские показания человека, оказавшегося в психоэмоциональной перегрузке, иногда бывают далеки от реальности.

Вы спросите: каково это - оказаться на развалинах самолета в заснеженной тундре? Совсем неважнецки. Но нас быстро спасли. А вот ребятам из "Фалькона" в горах было совсем плохо. Говорят, жгли шнурки, чтобы согреться. Много ли тепла дает шнурок?

…Я тогда работал в "Известиях" и отвечал за пограничников. В октябре 1995 года разбился Ми-26 на Северной Земле в районе мыса Неупокоева. Семь человек погибли при жесткой посадке. Остальные, пока их искали, жгли свои… зарплаты.

Подготовил Юрий Снегирев

Аварии и катастрофы