Создать региональный сегмент предполагается на основании обращения правительства Москвы. Будут также установлены случаи использования такого сегмента, предоставления векторов единой биометрической системы, а также использования ЕБС с применением персональных данных, размещенных с использованием регионального мобильного приложения.
Как пояснили в минцифры, биометрию из регионального сегмента можно использовать только для региональных низкорисковых операций. Например, для оплаты проезда на городском транспорте или оплаты парковки, прохода на территорию организаций или объектов культуры, в качестве второго фактора защиты при входе на городские сервисы и в других ситуациях. Во всех случаях использование биометрии для получения услуг может быть только исключительно добровольным.
При этом региональный сегмент, на что обращают особое внимание в минцифры, - это часть ЕБС. Он может быть создан решением правительства по желанию субъекта РФ. К нему применяются те же требования безопасности, что и к ЕБС. Оператором такого сегмента выступает орган власти региона или подведомственное ему госучреждение.
В биометрической системе хранятся отличительные физические характеристики человека, позволяющие однозначно идентифицировать его личность - запись голоса, трехмерный снимок лица. Могут вноситься и другие данные, например, снимок сетчатки глаза. Такие данные уникальны для каждого человека.
Как полагают в минцифры, региональный сегмент поспособствует развитию региональных сервисов, работающих с использованием биометрии. Он позволит адаптировать систему под задачи и проекты региона. "Срок действия случаев обусловлен сроком размещения биометрических персональных данных в региональном сегменте до 1 января 2027 года согласно части 12 статьи 26 Федерального закона", - отмечают авторы проекта.
При этом зарегистрировать биометрию в регсегменте можно будет в городском приложении. Также можно будет дать согласие на использование биометрии в региональных сервисах через мобильное приложение "Госуслуги Биометрия". В минцифры обращают особое внимание, что биометрические данные человека не хранятся на портале "Госуслуги" - он выступает только витриной.
Между тем биометрия в Москве давно превратилась из абстрактного понятия в прикладную технологию. Прежде всего в городском транспорте с помощью биометрии можно оплатить проезд на всех станциях метро, МЦК, железнодорожных направлениях аэроэкспресса и речном транспорте. И даже в мире Москва стала первым городом, который внедрил эту технологию в таком масштабе. Это удобно. Даже если вы забыли дома бумажник и телефон в придачу, оплатить проезд все равно не составит труда. Многие пассажиры уже оценили эту возможность.
В столичном департаменте транспорта подсчитали, что к системе оплаты по биометрии подключились более 330 тыс. пользователей. Каждый будний день в метро "по лицу" проходят около 150 тыс. раз. В планах внедрить биометрию также в автобусах, электробусах и трамваях. "При этом важно, что пользоваться биометрией или нет, решает сам человек", - подчеркивает заммэра Москвы Максим Ликсутов. Все другие способы оплаты проезда продолжают действовать.
В самое ближайшее время тестировать оплату по биометрии начнут и на Московских центральных диаметрах - наземном метро, соединяющем Москву с Подмосковьем. Для тестирования уже установили специальное оборудование на турникетах станций МЦД Нахабино, Зеленоград-Крюково, Лихоборы и Площадь трех вокзалов - они одни из самых загруженных. Внедряют биометрию и в других сферах. Например, на конечных станциях для автобусов и электробусов делают новую систему входа на территорию для сотрудников тоже по биометрии - те же водители смогут свободно проходить, видеокамера их узнает. Посторонним же вход останется закрытым.