- Правила проверки оригинальности текста у нас введены давно, но в связи с появлением новых технологий мы решили ввести и новые ограничения, - объясняет проректор по образовательной деятельности САФУ Людмила Морозова.
И повод для этого есть. Один из главных, по словам начальника управления информационной политики САФУ Дениса Загайнова, - ответственность университета перед работодателем. Выдавая диплом, вуз обязан подтвердить способность выпускника самостоятельно выполнять работу.
В вузе подчеркивают: если проверочные процедуры показали, что использование нейросетей больше установленных университетом 40 процентов, комиссия во время процедуры защиты с большим пристрастием проверит самостоятельность выполнения работы.
Кстати, искусственный интеллект популярен далеко не на всех факультетах САФУ. По словам преподавателей, наиболее часто нейросети используются для подготовки дипломов по гуманитарным дисциплинам, а также ИТ, но и здесь полностью заменить работу человеческого мозга они не в состоянии.
Отметим, что ранее о введении правил использования искусственного интеллекта в учебном процессе заявил Московский городской педагогический университет. Оба вуза не открыли Америки - они лишь признали, что студенты давно берут себе в помощники искусственный интеллект. Именно поэтому в архангельском вузе считают, что для использования нейросетей необходим некий стандарт.
Юрий Гончаров, профессор кафедры отечественной истории Алтайского госуниверситета:
- Математикам применение искусственного интеллекта, наверное, поможет упростить подсчеты, сократить какую-то черновую, чисто техническую работу. Но мне сложно представить, как можно использовать нейросети в историческом исследовании. Если только для работы с базами данных, чтобы сводить большие объемы информации? Но всю творческую и исследовательскую работу студенты должны делать сами, иначе тогда в чем смысл обучения?
Елена Шлегель, старший преподаватель Гуманитарного университета (Екатеринбург):
- При такой практике мы получаем много этически сложных моментов. По сути, работа получается не авторская. Плюс мы понимаем, что, облегчив себе работу один раз, ты будешь так поступать и дальше. И если уж мы взращиваем исследователей, возникает вопрос о навыках исследования и о целях работы. Разве она не для того, чтобы студент сам прошел все стадии исследования от А до Я? К тому же возникает вопрос достоверности и релевантности полученной информации.
Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:
- Введение искусственного интеллекта - современный тренд. Но если будем его использовать при подготовке материалов студентов, скоро перестанем понимать, что сделано самим студентом, а что искусственным интеллектом. С другой стороны, предположим, преподаватель скажет студенту: "Мне кажется, что работа написана не тобой". Студент может отрицать, более того - подать в суд, что чревато большими проблемами для самого преподавателя. Ему придется собирать огромное количество документальных подтверждений, что данный конкретный студент был не в состоянии сделать такую работу.
Владимир Курьянов, и.о. ректора Крымского федерального университета:
- Да, этим нужно заниматься и, увидев плюсы и минусы, ограничить области применения искусственного интеллекта в образовании таким образом, чтобы он нам помогал, ускорял и облегчал, но не заменял наш мозг, ибо главное, что мы делаем, обучая студентов, - мы учим их мыслить, анализировать, делать выводы из большого числа фактов.
Андрей Парфенов, кандидат технических наук (Воронеж):
- Как можно разрешать то, что сложно запретить? Если работу студент делает дома и умеет пользоваться нейросетями, то их применение просто не смогут доказать. Сервисам, которые проверяют тексты и картинки на сгенерированность нейросетью, пока нельзя верить: про уникальный текст они могут сказать, что писал искусственный интеллект, а про сгенерированный - что человек. Как будут определять 40 процентов - загадка для меня. Нейросетями надо учиться пользоваться, надо использовать их в работе. Но это не замена знаний студента, это помощь ему.
Подготовили Татьяна Кузнецова, Ольга Медведева, Татьяна Тюменева, Татьяна Ткачева, Сергей Винник