29.01.2024 19:20
Общество

Архангельским студентам разрешили брать в помощники нейросеть

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (9261)
В Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) официально разрешили обращаться к искусственному интеллекту во время подготовки дипломов. Но для нейросети поставили барьер - ее доля может составлять не более 40 процентов выпускной квалификационной работы.
Нейросети - это не замена знаний студента, это помощь ему. / gorodenkoff / iStock
Читать на сайте RG.RU

- Правила проверки оригинальности текста у нас введены давно, но в связи с появлением новых технологий мы решили ввести и новые ограничения, - объясняет проректор по образовательной деятельности САФУ Людмила Морозова.

И повод для этого есть. Один из главных, по словам начальника управления информационной политики САФУ Дениса Загайнова, - ответственность университета перед работодателем. Выдавая диплом, вуз обязан подтвердить способность выпускника самостоятельно выполнять работу.

Всю творческую и исследовательскую работу студенты должны делать сами, иначе тогда в чем смысл обучения

В вузе подчеркивают: если проверочные процедуры показали, что использование нейросетей больше установленных университетом 40 процентов, комиссия во время процедуры защиты с большим пристрастием проверит самостоятельность выполнения работы.

Кстати, искусственный интеллект популярен далеко не на всех факультетах САФУ. По словам преподавателей, наиболее часто нейросети используются для подготовки дипломов по гуманитарным дисциплинам, а также ИТ, но и здесь полностью заменить работу человеческого мозга они не в состоянии.

Правила для нейросети: Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал об искусственном интеллекте в образовании

Отметим, что ранее о введении правил использования искусственного интеллекта в учебном процессе заявил Московский городской педагогический университет. Оба вуза не открыли Америки - они лишь признали, что студенты давно берут себе в помощники искусственный интеллект. Именно поэтому в архангельском вузе считают, что для использования нейросетей необходим некий стандарт.

Как вам это?

Юрий Гончаров, профессор кафедры отечественной истории Алтайского госуниверситета:

- Математикам применение искусственного интеллекта, наверное, поможет упростить подсчеты, сократить какую-то черновую, чисто техническую работу. Но мне сложно представить, как можно использовать нейросети в историческом исследовании. Если только для работы с базами данных, чтобы сводить большие объемы информации? Но всю творческую и исследовательскую работу студенты должны делать сами, иначе тогда в чем смысл обучения?

Елена Шлегель, старший преподаватель Гуманитарного университета (Екатеринбург):

- При такой практике мы получаем много этически сложных моментов. По сути, работа получается не авторская. Плюс мы понимаем, что, облегчив себе работу один раз, ты будешь так поступать и дальше. И если уж мы взращиваем исследователей, возникает вопрос о навыках исследования и о целях работы. Разве она не для того, чтобы студент сам прошел все стадии исследования от А до Я? К тому же возникает вопрос достоверности и релевантности полученной информации.

Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития:

- Введение искусственного интеллекта - современный тренд. Но если будем его использовать при подготовке материалов студентов, скоро перестанем понимать, что сделано самим студентом, а что искусственным интеллектом. С другой стороны, предположим, преподаватель скажет студенту: "Мне кажется, что работа написана не тобой". Студент может отрицать, более того - подать в суд, что чревато большими проблемами для самого преподавателя. Ему придется собирать огромное количество документальных подтверждений, что данный конкретный студент был не в состоянии сделать такую работу.

Владимир Курьянов, и.о. ректора Крымского федерального университета:

- Да, этим нужно заниматься и, увидев плюсы и минусы, ограничить области применения искусственного интеллекта в образовании таким образом, чтобы он нам помогал, ускорял и облегчал, но не заменял наш мозг, ибо главное, что мы делаем, обучая студентов, - мы учим их мыслить, анализировать, делать выводы из большого числа фактов.

Андрей Парфенов, кандидат технических наук (Воронеж):

- Как можно разрешать то, что сложно запретить? Если работу студент делает дома и умеет пользоваться нейросетями, то их применение просто не смогут доказать. Сервисам, которые проверяют тексты и картинки на сгенерированность нейросетью, пока нельзя верить: про уникальный текст они могут сказать, что писал искусственный интеллект, а про сгенерированный - что человек. Как будут определять 40 процентов - загадка для меня. Нейросетями надо учиться пользоваться, надо использовать их в работе. Но это не замена знаний студента, это помощь ему.

Подготовили Татьяна Кузнецова, Ольга Медведева, Татьяна Тюменева, Татьяна Ткачева, Сергей Винник

Как сегодня студенты списывают на экзаменах
Образование Алтайский край Екатеринбург Республика Крым Воронеж Санкт-Петербург Архангельская область