Весной прошла проверка 30 крупнейших госпредприятий, в том числе пяти финансовых учреждений. Среди жертв - не мелкие сошки, а руководители гигантов. К примеру, China Everbright, специализирующейся на управлении госактивами, или China Life - крупнейшей страховой компании страны. Вскоре пришел черед медицинского сектора. Объектом расследования стали 145 руководителей больниц. Не ускользнул от внимания следователей и спорт, в частности футбол. Здесь пришли за бывшим президентом Федерации футбола Китая, бывшим замом руководителя Главного управления спорта КНР и бывшим тренером сборной страны.
Власти используют древний китайский принцип: "Зарезать курицу на глазах у обезьян" (в переводе на русский "Бей своих, чтобы чужие боялись"), стремясь показать народу: от справедливого наказания не застрахован никто.
"Утратил идеалы и морально разложился"
Читаю сообщения CCDI, которые регулярно цитирует Синьхуа. Какой слог, а главное - видно, что товарищи работают, а не языками чешут.
Ван Юншэн, бывший вице-президент Государственного банка развития Китая. "Получал материальные и денежные подарки, принимал приглашение на участие в банкетах, турпоездках и играх в гольф, организованных владельцами частного бизнеса.
Инь Мэйгэнь, бывший зампред Постоянного комитета Собрания народных представителей (ПК СНП) провинции Цзянси. "Не имел чувства соблюдения закона, принимал подарки и деньги, посещал частные клубы, был морально развращен, сформировал общие интересы с недобросовестными бизнесменами".
Ду Чжаоцай, замдиректора Главного управления спорта. "Утратил идеалы и убеждения, отклонился от своей первоначальной миссии, полагался на спорт, чтобы кормиться от спорта, использовал свое положение для получения личной прибыли при найме сотрудников".
Лю Ляньгэ, председатель Банка Китая. "Незаконно принимал подарки и деньги, продвигал по службе кадры ради личной выгоды; морально разложился".
Цуй Маоху, бывший глава Государственного управления КНР по делам религий. "Незаконным образом занял пахотные земли для строительства "монументов тщеславия" и препятствовал проведению проверки в отношении него, погряз в роскоши и расточительстве, в течение длительного времени принимал приглашения на участие в банкетах и турпоездках, которые могли повлиять на беспристрастное исполнение им служебных обязанностей, незаконно получал финансовое и материальное вознаграждение, его родственники с его молчаливого согласия пользовались его служебным положением для согласований подрядов с целью извлечения выгоды".
Где посадки?
Если поймали, наказывают жестко. Вот, к примеру, приговоры по самым резонансным делам последнего времени, которые публикует то же агентство Синьхуа.
Бывший зампред комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) провинции Ляонин Ли Вэньси - 78,36 млн долларов. Смертная казнь с отсрочкой исполнения наказания на два года. (Осужденного казнят, если будет установлено, что он совершил новые преступления в течение двух лет после вынесения приговора. Иначе приговор сокращается до пожизненного заключения или заключения на определенный срок, как правило, 25 лет. Это наказание используется, чтобы подчеркнуть серьезность преступления и милосердие суда. - Авт.)
Бывший первый зампред Верховного суда КНР Шэнь Дэюн - 9 млн долл. 15 лет заключения. (Он, кстати, стал третьим судьей Верховного суда, осужденным за коррупцию с 2010 года.)
Бывший президент банка China CITIC Bank Сунь Дэшунь - 136,5 млн долл. Смертная казнь с отсрочкой на два года.
Бывший председатель правления Сhina Life (корпорации по страхованию жизни) Ван Бинь - 45 млн долл. Смертная казнь с отсрочкой на два года.
Бывший гендиректор корпорации China Railway Шэн Гуанцзу - 7,96 млн долл. 15 лет заключения.
Бывший замминистра общественной безопасности Ли Дуншэн - 3,3 млн долл. 15 лет заключения.
Бывший глава Интерпола Мэн Хунвэй - 2 млн долл. 13,5 лет заключения.
Бывший зампред ПК СНП провинции Шаньдун Чжан Синьци - 22,58 млн долл. Пожизненное заключение.
Бывший зампред ПК СНП провинции Ляонин Сунь Госян - 13,66 млн долл. Пожизненное.
Бывший член бюро комитета КПК провинции Чжэцзян Чжоу Цзянъюн - 25,49 млн долл. Смертная казнь с отсрочкой на два года.
Бывший зампред комитета НПКСК провинции Цзянси Сяо И - 17,36 млн долл. Пожизненное.
Бывший председатель комитета НПКСК Харбина Цзян Говэнь - 14,47 млн долл. Пожизненное.
Бывший главный прокурор Народной прокуратуры Шанхая Чжан Бэньцай - 6,8 млн долл. 13 лет заключения.
Тебя посодют. А ты не воруй
Заметим, что подобные дела подразумевают и безусловную конфискацию всего непосильным трудом нажитого, часто с наложением дополнительных штрафов и поражениями в правах на дальнейшую госслужбу.
Отбирают неуклонно и безжалостно. Например, не так давно с аукциона была продана квартира стоимостью в 4 млн долларов в центре Пекина, которая принадлежала бывшему министру юстиции Фу Чжэнхуа. Четыре спальни, 236 кв. метров с мансардой. Ее хозяин получил взяток на 117 млн юаней (16,5 млн долл.), за что был приговорен к смертной казни с отсрочкой на два года, сообщило РИА Новости со ссылкой на Центральное телевидение Китая.
Доводы о том, что истек срок давности, помогают не всегда. 27 персонажей, которым в 2023 году были предъявлены обвинения, на момент расследования находились на заслуженном отдыхе. Некоторые довольно долго. Бывший сотрудник Транспортного бюро Чжун Гэнцы, например, вышел на пенсию 16 лет назад и все равно попал под раздачу. Внимание он привлек после того, как внучка чиновника похвасталась в соцсетях, что у ее семьи есть имущество на 100 млн юаней (1,4 млн долл.). Дальше - дело техники. Следствие установило, что гражданин Чжун брал взятки и злоупотреблял полномочиями. В итоге, пишет "Глобал таймс", дедушку исключили из партии, а незаконные доходы конфисковали.
Борьба с коррупцией ведется не только среди высших функционеров - "тигров" в китайской терминологии. "Мухам", то есть низовым руководителям, достается не меньше. Например, в ходе решения национальной задачи по искоренению бедности с 2017 по 2020 годы дисциплинарными органами страны было рассмотрено аж 330 тыс. дел.
Если повезет, у коррупционера может получиться скрыться за границей. Но под руководством Компартии Китая ведется операция под названием "Охота на лис" - по задержанию тех, кто бежал за границу, чтобы замести следы и избежать наказания. В первой половине 2023 года КНР вернула из-за рубежа 582 беглеца, в том числе внесенных в список из 100 наиболее разыскиваемых коррупционеров, а также незаконно присвоенные ими активы на 1,9 млрд юаней (270 млн долл.).
После чего власти скупо сообщили: "Китай наращивает свои усилия в антикоррупционной борьбе, инициируя проведение специальных кампаний по отслеживанию коррумпированных чиновников, скрывающихся за рубежом, и создавая комплексный механизм по их преследованию, предотвращению побегов и возвращению похищенных активов".
Чего ждать в Год дракона
В этом году, похоже, борьба со злом в КНР станет еще более жесткой. 1 марта вступают в силу поправки к Уголовному кодексу, ужесточающие наказание за взяточничество. В частности, строже будет караться дача взятки:
- несколько раз или нескольким людям;
- в ключевых национальных или крупных проектах;
- для получения должностей, продвижения по службе;
в области охраны окружающей среды, финансов, безопасности производства, продуктов питания и лекарств, предотвращения стихийных бедствий и ликвидации их последствий, соцобеспечения, образования и медобслуживания.
Вместе с тем партия призывает чиновников к личной скромности и старается не давать им повода шиковать. "8 правил", которые были обнародованы еще в 2012 году, предписывают госслужащим сократить штат помощников, отказаться от кортежей и перекрытия дорог, избегать лишнего пиара и ненужных поездок за рубеж. В 2015 году обновленный кодекс поведения чиновников запретил им играть в гольф, предаваться чревоугодию и изменять женам. В целом жизнь госслужащего подводится под конфуцианский образ "благородного мужа".
Деятельность руководителей высшего звена регламентируется положением "О льготах и контроле за расходами лиц, возглавляющих предприятия центрального подчинения", в котором говорится:
"Придерживайтесь честности и бережливости. Выступайте против помпезности и показной расточительности, решительно сопротивляйтесь тенденциям гедонизма.
Транспортное средство для главного руководителя предприятия не должно иметь объем двигателя выше 2,5 литра, а цена покупки находиться в пределах 380 тыс. юаней (4,7 млн рублей).
Следует выбирать автомобили отечественного производства, отдавая приоритет транспорту на новых источниках энергии, не использовать премиальные конфигурации и роскошный интерьер.
Руководителям не разрешается использовать служебный транспорт в личных целях.
Площадь кабинета главного руководителя предприятия (включая комнату отдыха и санузел) не должна превышать 80 кв. метров, а кабинетов других ответственных лиц - 60 кв. метров. Траты на банкеты не должны превышать 600 юаней (7,3 тыс. рублей) на человека за раз, включая напитки".
Не так давно, пишет "Глобал таймс", Комитет по контролю и управлению госимуществом Китая опубликовал зарплатную ведомость руководителей основных госпредприятий за 2022 год. Несколько примеров с самого верха этой таблицы (зарплата - за год).
Председатель Китайской морской нефтяной корпорации - 960 800 юаней (12,1 млн рублей).
Председатель Китайской нефтехимической корпорации - 953 400 юаней (12 млн рублей).
Председатель Китайской нефтегазовой корпорации - 952 900 юаней (12 млн рублей).
Председатель China Mobile Communications - 947 600 юаней (11,9 млн рублей).
Можно ли в столь "бесчеловечных" условиях и с такой "скромной" зарплатой эффективно руководить предприятием? Вы не поверите, но - можно. Например, упомянутая выше Китайская морская нефтяная корпорация в 2022 году имела выручку 394 млрд юаней (на 72% больше, чем годом ранее), а чистая прибыль составила 141 млрд юаней, рост на 101%.
Бизнес-класс - не для банкиров
В прошлом году в Китае под следствием по подозрению в коррупции оказались 104 топ-менеджера финансовых учреждений, что на 50% больше, чем в 2022 году. Большинство случаев связано с незаконным предоставлением кредитов, пишет финансовый журнал Yicai Global.
Все та же CCDI посоветовала банкирам отказаться от претензий на "финансовую элиту" и "очистить свой гедонистический образ жизни", в то время как минфин призвал государственные финансовые учреждения ужесточить бюджетные меры, включая сокращение зарплат и расходов. И китайские банки дисциплинированно урезают льготы на поездки, предписывая сотрудникам не летать бизнес-классом и бронировать как можно более дешевые номера в отелях и поездах, избегая бизнес-класса на авиарейсах. В некоторых финучреждениях запретили приходить в офис в одежде от люксовых модных домов и носить брендовые сумочки.
Для малого бизнеса тоже находятся простые, но понятные слова. Например, ресторан в известном туристическом месте Сишуанбаньна, провинция Юньнань, который стал известен вульгарными шоу в исполнении мускулистых мужчин, был оштрафован на 106 640 юаней (14,9 тыс. долл.). Согласно расследованию, его владельцы наняли актеров мужского пола "для проведения провокационных выступлений с целью привлечения посетителей с апреля по июль 2023 года". Следствие заключило, что это нарушает Правила организации коммерческих представлений, ставит под угрозу общественную мораль и культурные традиции страны.
Ресторану было предписано прекратить представления и выплатить незаконный доход в размере 10 664 юаней (134 тыс. рублей) в дополнение к штрафу в размере 106 640 юаней, что в 10 раз превышает незаконный доход. Его коммерческая лицензия на "живые" выступления отозвана.
Власти стараются объяснять максимально доходчиво. Так, недавно по государственному телеканалу CCTV в прайм-тайм показали 4-серийный документальный фильм о печальной судьбе чиновников-взяточников, созданный все той же Центральной комиссией по проверке дисциплины. В сериале представлены 12 громких уголовных дел, включая дела о коррупции в футболе. После трансляции последней серии Китайская футбольная ассоциация выпустила уведомление для сотрудников, в котором потребовала, чтобы фильм посмотрел каждый, кто связан с футболом.
А если кто-то не понимает? Управление по тюрьмам администрации провинции Цзянсу выпустило рекламный видеоролик о комфортных условиях содержания в местных исправительных заведениях. В нем показаны чистые и просторные камеры, наблюдение за заключенными везде и всегда, помещения, где можно рисовать, читать вслух устав Компартии Китая или просто книги, система "несбегайка" и солнечные дворы тюрьмы.
"Мы всегда вам рады, но пусть эта дверь никогда не откроется для вас. Цените свободу и не нарушайте закон" - так заканчивается ролик.
"Коррупционеры становятся все более осторожными и хитрыми"
Два главных антикоррупционных ведомства Китая - Национальная наблюдательная комиссия и Центральная комиссия по проверке дисциплины - недавно опубликовали исследование о скрытой коррупции в новых условиях и мерах противодействия ей.
Они отмечают, что коррумпированные элементы становятся более осторожными и хитрыми, а их методы видоизменяются и совершенствуются. Так, при традиционной коррупции взяточники имеют прямой контакт со взяткодателем и субъекты противоправных действий понятны. Сейчас же происходит переход к "закулисной" практике. Некоторые взяткодатели даже не вступают в контакт с руководящими кадрами, "только слышат их имена, но не видят их". Некоторые просят доверенное лицо выплатить комиссионные третьей стороне, одолжить ей деньги или "инвестировать" в ее проекты, договариваются о помощи уклониться от расследования или "уладить проблему". Покупают ненужные товары по высоким ценам, просят пожертвования в "благотворительные организации" во имя "общественного благосостояния" и т.д. При этом сами руководители напрямую деньги не принимают.
Незаметность коррумпированных субъектов, косвенная связь между взяткодателями и должностными лицами, а также удлинение цепочки передачи взятки усложняют расследование. Участились случаи, когда коррупционеры смешивают операции "власть за деньги" с обычным поведением, придавая им "легальный" вид.
Тема взяточничества все более виртуализируется. Предметом прав и денежных операций между руководителем и доверенным лицом, помимо традиционных денег, недвижимости, золота, а также живописи, антиквариата, дорогого чая, вина и других предметов, цену которых относительно сложно определить, все чаще имеют место скидки, уступки, просроченная задолженность, проценты и дивиденды. Акции, паи, ожидаемый доход, долги и обязательства, неоплаченные расходы и другие формы виртуальных выгод крайне разнообразны и трудно выявляются. Например, некоторые, получив прибыль для руководителя, просят у него взамен права на строительство объекта, после чего передают его по субподряду третьей стороне; некоторые не принимают собственность доверенного лица, но позволяют ему выдать долговую расписку на ту же сумму, и т.д.
Все чаще применяется метод отложенной реализации взятки. Коррупционер добивается выгод для клиента, пока находится в должности, но не получает вознаграждение. А после выхода на пенсию или отставки, становясь "свободным человеком", завершает получение взятки различными замаскированными действиями.
При подготовке статьи использовались материалы агентств Синьхуа и РИА Новости, газет Global Times, South China Morning Post, журнала Yicai Global и ТК Китайская угроза