С чего все начиналось
Инициатива о качественно новой оценке деятельности бизнеса впервые была озвучена заместителем председателя полномочного представителя президента в ЦФО Артуром Ниязметовым в позапрошлом году. Он обратил внимание на широкий спектр мер государственной поддержки значимых для экономики отдельных регионов и страны в целом бизнес-структур. Однако принципы их распределения далеко не исчерпывающи.
- Очень часто меры поддержки распределяются по экономическим показателям, - сообщил он тогда. - Сколько инвестиций заявил, сколько рабочих мест. Компания только вчера могла быть образована, сейчас наобещает. Завтра будем разбираться, почему эти обещания не выполнены.
Именно поэтому было решено организовать оценку предпринимательского сегмента - от малого до крупного бизнеса - с учетом дополнительных параметров и ранжировать бизнес в соответствии с ними. Этот первый рейтинг для компаний ЦФО проводили в качестве познавательного эксперимента, однако в регионах одобрили саму идею: не "раздать места в рейтинге", а посмотреть на бизнес в качественно новой позиции. И это получилось. Ведь деятельность компаний и фирм оценивалась более объемно. К примеру, финансовые показатели оказались важны не сами по себе, а в контексте участия в национальных проектах, выполнения государственных заказов. Объем экологической нагрузки на каждую фирму важно было оценить с точки зрения конкретных вложений и стремления сделать производство более безопасным для окружающей среды в перспективе. Новые рабочие места также не банально посчитали, а оценили с точки зрения безопасности для сотрудников, комфорта всех участников рабочего процесса. Заработная плата также вызвала вопросы: средний показатель экспертов не устроил, они сравнивали суммы, которые работодатель платит разным сотрудникам, с данными и по отрасли, и по региону. В этой ситуации картина вырисовывалась в подробностях.
Закон в порядке
Благодаря результатам первого исследования, в регионах задумались о собственных критериях оценки бизнес-структур и предпринимательского сообщества. Эксперты начали говорить о необходимости изменить подход к государственной поддержке и приводить примеры, когда авторитетная компания, финансовые показатели которой говорят о существенной прибыли, не спешит инвестировать ни в экологическую составляющую, ни в заботу о сотрудниках. Причем о новом понятии - "ответственность бизнеса" - заговорили и сами представители предпринимательского сообщества, отметив: конкурировать с теми, кто игнорирует даже потребности собственного коллектива, очень сложно, а вот объяснить, почему, не все могут.
Теперь понятие "ответственность бизнеса" закреплено законодательно. Первый региональный закон "О развитии ответственного ведения бизнеса" был принят во Владимирской области и действует уже год. В Липецкой области решили последовать этому примеру: аналогичный нормативный акт приняли в декабре, а теперь он вступил в силу.
В этом законе отражены уже известные требования к инвесторам, желающим плодотворно работать на липецкой земле. Несмотря на то что в тексте документа сказано о "повышенных социальных обязательствах", экспертное сообщество пришло к выводу: значительная часть бизнеса ведет свою деятельность в регионе именно так. К примеру, показатели экологичности предприятий оцениваются еще на стадии планирования производства на липецкой земле. Уровень предполагаемой заработной платы важен не столько сам по себе, сколько в контексте отраслевых и региональных особенностей: в ситуации тотальной нехватки кадров зарабатывать оскорбительно мало липчане попросту не согласятся.
Ответственность по-липецки
Есть и исключительно региональные особенности. Так, в число параметров оценки ответственности бизнеса вошел такой критерий, как участие в образовательных проектах. В Липецкой области весь процесс подготовки кадров попытались сделать персонифицированным. Потребности работодателей в специалистах разного профиля на текущий момент в перспективе отражены на специальной цифровой платформе. Это своего рода заказ, который выполняет система профессионального образования, корректируя цифры приема абитуриентов, организовывая практикоориентированное обучение и стажировку на предприятиях, нуждающихся в кадрах. По сути, это уже преференция, которую в других регионах на таком уровне еще только пытаются реализовывать.
Еще один аспект - реализация социальных проектов. В Липецкой области это и корпоративное жилье, и строительство социальной инфраструктуры для сотрудников, и благотворительная помощь, и в целом активное участие и поддержка улучшения качества жизни в регионе.
Оценка деятельности компаний по этим параметрам и высокие позиции в рейтинге позволят получать преференции, которые чиновники объединяют в понятии "режим наибольшего благоприятствования", например приоритетное сопровождение инвестиционных проектов. Понятно, что мелкому бизнесу это "социальное соревнование" будет не столь интересно, как крупным игрокам, да и в законе оговорено: участвовать в рейтинге могут только юрлица со среднесписочной численностью работников более 15 человек и выручкой более 120 миллионов рублей.
В областном совете новые нормы ожидаемо вызвали неоднозначную реакцию депутатского корпуса, хотя большинством голосов нормативный акт был одобрен. Пример Владимирской области, где статус ответственной бизнес-структуры уже получен конкретным участником рынка, вдохновил и липчан. И хотя закон пока только вступил в силу, конкретики о том, когда начнется оценка и как будет проходить этот процесс, еще нет, отношение к нему далеко от негатива.
В регионах отмечают: это будет полезно в первую очередь самим предприятиям, даже самым ответственным. В правительстве Орловской области, комментируя участие бизнеса в первом рейтинге, к примеру, назвали два плюса. Первый связан с финансовым положением компании: если оно получает высокую оценку, это привлечет партнеров и покажет предприятие банкам в качестве надежного заемщика. Второй - с отношением людей. Компанию, занимающую первые строчки рейтинга, более охотно выберут в качестве работодателя. Словом, ЭКГ-рейтинг, как созвучная медицинская манипуляция, покажет суть бизнеса. Он отразит то, о чем многие представители предпринимательского сообщества задумываются далеко не в первую очередь, - репутацию. И хотя это понятие далеко не финансовое, на благосостояние бизнеса оно влияет в любом контексте.