В последние годы состояние махачкалинского рыбного порта оставляло желать лучшего. Инфраструктура была сильно изношена, причалы не ремонтировались. Дошло до того, что корабли со свежей рыбой стояли в открытом море по двое суток в ожидании выгрузки.
В 2018 году Махачкалинский рыбный порт, находившийся в хозяйственном ведении ФГУП "Нацрыбресурс", был передан в долгосрочную аренду компании "Порт-Петровск". Завершить восстановление порта планируется к 2026 году. Это подразумевает и концепция развития рыбного хозяйства республики на период до 2030 года.
Как отметили в правительстве Дагестана, "для обеспечения устойчивого развития рыболовства в Каспийском море требуется восстановление утраченной рыбохозяйственной инфраструктуры, строительство судов, в первую очередь среднетоннажных, модернизация и обновление береговых портовых объектов". Также рассматривается вопрос восстановления судоремонтного завода.
Однако перспективным планам могут помешать природные факторы. В декабре 2023 года наблюдалось сильное понижение уровня Каспийского моря. Нагонные ветры замели песком сухогрузную гавань, что парализовало работу рыбного порта.
Обмеление Каспийского моря и заиливание входа в порт ведут к простою судов и потере промыслового времени, а соответственно, и доходов. Такое опасение выказали представители отрасли на совещании по вопросу организации промысла кильки в Каспийском море, которое провел руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
- Ситуация в порту критическая, на рейде 20 судов, постоянно продолжаются ветры. В первую очередь нам нужно ускорить оформление судов, для этого таможня и пограничные органы должны согласовать оформление комиссии двумя бортами, - прокомментировал ситуацию гендиректор Махачкалинского морского торгового порта Рустам Керимов.
На заседании Совета по морской деятельности, которое состоялось 23 января, Керимов отметил, что, благодаря совместной работе с Махачкалинским филиалом, ФГУП "Росморпорт" удалось пройти острую фазу, но метеоусловия до сих пор не позволяют полностью восстановить движение судов в сухогрузной гавани.
В Махачкалинском филиале "Росморпорта" подтвердили, что в настоящее время по причине падения уровня Каспийского моря и заноса подходного канала порт не может принимать полностью груженые судна. В связи с этим среди первоочередных мероприятий руководство Росморпорта назвало реконструкцию Нефтепирса N 1 и Южного мола, а также подходного канала сухогрузной гавани.