Продавцы времени
Скромная табличка с надписью "Литфонд" на старом особняке неподалеку от Чистых прудов мало о чем говорит случайному человеку. Но еще несколько лет назад к этой двери регулярно тянулась вереница из коллекционеров, букинистов, любителей редкой живописи и просто собирателей чего-то необычного, например, довоенных советских игрушек... Основатель и гендиректор аукционного дома "Литфонд" Сергей Бурмистров вспоминает, что тогда на молоточных аукционах царила особая атмосфера - многие приходили именно за ней и за общением.
"Во время пандемии публичные мероприятия попали под запрет, были вынуждены уйти в онлайн и мы - так аукционы стали электронными, - говорит он. - Но это только подстегнуло к ним интерес, число участников стало стремительно расти. Сейчас каждый месяц проводим 10-12 аукционов, и практически все проходят онлайн, хотя пандемия уже не актуальна".
На каждый аукцион заявляются по 15-20 новых участников, так что популярность торгов действительно растет. Аукционный дом выступает посредником - принимает ценности от продавцов, делает их экспертизу и оценку, а потом организует аукцион. Кто предложит цену выше, тот и победит.
По оценке Бурмистрова, примерно половина попадающих на аукционы "Литфонда" лотов - книги. В прошлом году одна из них установила рекорд по сумме торгов на антикварных аукционах - издание "Евгения Онегина", вышедшее в свет при жизни Пушкина, ушло за 26 млн рублей при начальной цене в 12 млн. До этого долгие годы самым дорогим проданным лотом считалось единственное прижизненное издание поэмы Велимира Хлебникова "Ладомир" с подписью автора. Книгу приобрели за 18 млн рублей при стартовой цене 1,5 млн.
Гонорар для Высоцкого
Другая половина лотов "Литфонда" - это живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе фарфор, стекло, бронза и т.д. К чему, например, отнести советский паспорт Виктора Цоя? Вроде бы и не картина, и не редкая книга. А за него заплатили 9 млн рублей. Или номер того самого "Москвича-2141", на котором разбился певец? За него отдали 2 млн. Заявление Владимира Высоцкого директору кинокартины "Одиножды один" продали 25 января этого года, в день рождения поэта, за 240 тыс. рублей. Высоцкий там просит оплатить ему тексты песен, которые он написал для фильма. Причем эту записку уже пытались продать раньше за 300 тыс., но желающих не нашлось.
В этот же день искал нового хозяина и указ о мобилизации от 1813 года, подписанный Наполеоном. В этом документе император мобилизует в армию итальянцев. Не случайно в заглавии крупным шрифтом напечатано: "Наполеон, милостью Божьей и Конституцией, император Франции, король Италии". На следующий день после подписания этой бумаги были мобилизованы 180 тыс. человек. Стартовая цена за бумагу - 280 тыс. рублей, она оказалась и финальной.
А вот письма Марины Цветаевой, напротив, продаются хорошо. Ее письмо писательнице Людмиле Васильевне Веприцкой от 29 января 1940 года было продано в мае 2018 года за 6,7 млн рублей. А сейчас к аукциону готовится письмо Цветаевой от 18 апреля 1926 года, адресованное Ольге Колбасиной-Черновой. В нем поэтесса несколько раз упоминает Мура - так она называла сына Георгия.
В то же время, подчеркивает Бурмистров, аукционы старины - далеко не всегда удел богачей и коллекционеров. На торги часто выставляются вещи стоимостью в несколько тыс. рублей. Например, фотография Максима Горького с внучкой предлагается за 7 тыс. А карманные часы Eterna 1919 года выпуска, принадлежавшие председателю Президиума Верховного Совета СССР в 1946-1953 годах Николаю Швернику, стартуют на торгах с 10 тыс. рублей. За такие деньги сегодня не купишь и многие современные часы, а тут хронометр с вековой историей, да какой! Впрочем, на последних торгах он остался невостребованным.
А одним из лотов аукциона 3 февраля станет коллекция из 20 этикеток напитка пепси-кола и рекламный буклет, датированные 1980-1990 годами. Одна из этикеток гласит, что напиток сделали в СССР из концентрата и по технологии компании "ПЕПСИКО". Стартовая цена - всего 1000 рублей.
В рамочку - и на стену
Если вы думаете, что оригинальный указ Наполеона или прижизненное издание Пушкина берут в руки, надев перед этим белые перчатки, а старинные страницы бережно переворачивают пинцетом, то ошибаетесь. Чаще всего к антиквариату ценители относятся довольно спокойно - листают голыми руками, крутят-вертят и т.д. Хранят, конечно, бережно, но тоже без фанатизма - вполне могут повесить в рамочке на стену, не переживая о музейных тонкостях вроде запрета фотовспышек и поддержания оптимальной влажности в помещении.