С выхода бессмертного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова прошло уже почти сто лет, а его герои, будто живые, всегда с нами. Вот и во Владикавказе недавно они появились, что называется, собственной персоной - на самой южной, между прочим, как утверждают местные краеведы, трамвайной остановке всей Российской Федерации, на проспекте Косты.
За воплощение легендарных героев в бронзе взялся осетинский скульптор Таймураз Зангиев. Он признался, что сама работа - лепка обаятельных авантюристов - заняла всего полтора месяца.
- Куда сложнее было обдумать образы. Уж очень не хотелось привязываться к внешности артистов, которые сыграли в кино охотников за бриллиантами мадам Петуховой. Старался больше передать дух произведения, - пояснил он.
В книге внешность героев описана достаточно подробно. У Остапа - "могучая шея несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета". Таким он впервые появляется перед читателями в Старгороде и практически в таком же виде - на остановке (только факт отсутствия носков под штиблетами не проверить). Уездный же предводитель дворянства Воробьянинов большого роста, за это собственно (а в особенности за усы) сослуживцы прозвали его Мацистом.
По словам Таймураза, в облике героев он стремился к некоторому гротеску, художественной причудливости, потому что персонажи-то вымышленные, а значит, не требуют портретной точности. В то же время они должны быть узнаваемы. В итоге он умышленно уменьшил голову седовласого Кисы, чтобы тот выглядел еще более долговязым. А сына турецко-подданного взгромоздил на стул, ну точь-в-точь из гамбсовского гарнитура.
Так как фигуры находятся на разных уровнях, то композиция выглядит динамичной - Остап голосует у дороги, а Киса стоит к нему спиной, протянув руку за милостыней, чтобы собрать денег на билеты и... пропитание.
Правда, внимательные туристы, которым теперь обязательно показывают ставшую чрезвычайно популярной новую достопримечательность Владикавказа, говорят, что персонажи все-таки очень похожи на Арчила Гомиашвили и Сергея Филиппова, сыгравших Остапа Бендера и Кису Воробьянинова в первой экранизации романа, которую снял Леонид Гайдай. Этот фильм вышел в 1971 году и собрал в прокате более 39 миллионов зрителей.
Кстати, в тех же Кавминводах есть много мест, связанных с парочкой из "12 стульев". Писатели щедро использовали натуру городов-курортов, которые посетили незадолго до издания романа. А в 1970 году здесь прошли съемки одноименной комедии Леонида Гайдая. Так что следов концессионеров предостаточно, как и памятников.
Так, по сюжету книги Киса в истоптанном и политом нарзаном пиджаке просит у парка "Цветник" в Пятигорске подаяние: на трех языках и упирая на то, что он бывший член Государственной думы от кадетской фракции. В 2008 году в историческом месте появился бронзовый Ипполит Матвеевич с саквояжем, шляпой и зонтом-тростью. Яркий образ запечатлел московский скульптор Равиль Юсупов. По задумке автора, фигура должна была выглядеть тщедушной, однако в первую же неделю после установки неизвестные ее опрокинули. Пришлось залить внутрь бетон, от этого Киса стал внушительнее. Позже у предводителя сперли шляпу... весом 50 килограммов, и власти позаботились о более надежной фиксации.
Другая работа мастера - Остап у входа к известному озеру Провал. В бронзовой руке - пачка билетов. На "капитальный ремонт Провала, чтобы не слишком проваливался", - вдохновенно убеждал великий комбинатор туристов, запрашивая с них по десять копеек. Что из этого вышло, мы уже знаем. "Единственное место, куда пятигорцы пускают туристов без денег", осталось бесплатным до сих пор. Скульптура также пару раз пострадала от рук вандалов, поэтому изнутри ее укрепили бетоном. Зато нос у Остапа начищен до блеска руками отдыхающих, загадывающих желания.
Кстати
Сам Леонид Гайдай сцену торговли билетами к озеру Провал решил снять у другой достопримечательности Пятигорска - грота Лермонтова, которому около 200 лет. Почему? Остается только догадываться.