Хотя России сегодня принадлежит 22 процента мирового континентального шельфа, изучен он недостаточно, особенно в Арктике: плотность геологических работ здесь значительно ниже необходимой. Эксперты считают: в АЗРФ необходимо активнее привлекать к геологоразведке власти и бизнес регионов. Теперь это часть государственной политики - региональная геологоразведка вошла в Стратегию развития минерально-сырьевой базы России до 2035 года.
К примеру, оценка прогнозных ресурсов при геологическом изучении недр, согласно обновленному законодательству, будет распространяться и на региональные проекты. Предусматривается также их апробация - это необходимо для того, чтобы проверять достоверность результатов геологоразведки, а также более точно классифицировать запасы природных богатств.
Упрощается для бизнеса и выход на геологоразведочный рынок - новые правила впервые разрешают продавать и покупать лицензии для него. Отметим, что сейчас, до вступления закона в силу, переход права на геологическое изучение недр возможен лишь в одном случае - когда лицензия на это приобретается вместе с компанией, ею владеющей.
Как рассказали в комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, закон будет допускать к геологоразведке только добросовестных инвесторов со стажем работы - это право получат исключительно российские предприятия с опытом не менее пяти лет. Предусматривается и сокращение (до 10 рабочих дней) сроков проведения аукционов на участки местного значения.
Предоставлять их компаниям будут в пользование - на срок до трех лет, а основанием для этого станет решение комиссий, которые планируется теперь создавать с подключением местных органов власти. Одним словом, геологоразведка на уровне регионов наконец-то получит законодательную опору.
- Документом предусматривается возможность проведения региональных этапов геологического изучения за счет средств компаний. Сейчас система предусматривает только государственное финансирование, - сообщили в Госдуме.
Хотя бизнес все это время не сидел сложа руки. Так, в Архангельской области предприятия алмазной сферы за счет собственных средств продолжали поисковые работы на территории Приморского, Мезенского, Онежского, Пинежского и других территорий Поморья: в 2022-2023 годах в регионе действовали 12 лицензий на поиски месторождений алмазов.
А вот государственное финансирование алмазной геологоразведки с 2010 года практически не велось, причем возобновить его удалось лишь недавно. Напомним: программа лицензирования участков недр твердых полезных ископаемых в Арктике утверждена Министерством природных ресурсов и экологии РФ летом прошлого года, в нее включены 170 месторождений. Действовать программа будет до 2035-го на территории 20 арктических минерально-сырьевых центров, 11 из которых - твердые полезные ископаемые. Часть этих кластеров уже созданы, часть только формируются.
На территории Архангельской области в документ вошли месторождения алмазов, а также наиболее перспективные для их будущей добычи участки.
-?Потенциал региона оценивается в 750 миллионов карат - это втрое больше запасов существующих месторождений, - отметил глава министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области Игорь Мураев.
Частью федерального проекта по лицензированию стал и остров Южный архипелага Новая Земля, где сейчас начинается промышленное освоение Павловского месторождения свинцово-цинковых руд - сегодня оно входит в пятерку самых крупных свинцово-цинковых месторождений РФ.
Хотя ставка сейчас делается в основном на твердые полезные ископаемые, месторождения которых в Арктике исследованы слабее всего, нельзя оставлять "за кормой" и геологоразведку новых нефтегазоносных районов. В этом уверен руководитель ВНИИ "Океангеология" Борис Шумский. По его словам, сегодня страна "пожинает плоды" того, что почти двадцать лет оборудование для нефтяной геологоразведки закупали за рубежом. Причем текущие исследования ведутся самими недропользователями, как правило, в районах с уже доказанной нефтегазоносностью. Тем временем огромные площади арктического шельфа по-прежнему не исследованы современными аэрогеофизическими съемками - а это, в свою очередь, не дает возможности перейти на качественно новый уровень изучения месторождений.
- Если мы сейчас будем ждать пять, шесть, семь лет, пока недропользователи не вернутся к геологоразведочным работам и, может быть, у государства появятся деньги на изучение шельфа, изучать будет некем и нечем, - заявил эксперт во время прошедшего в Петербурге форума "Арктика: настоящее и будущее".
Шумский считает, что геологоразведку необходимо вести в соответствии с федеральным проектом по изучению континентального шельфа РФ, а также обеспечить эти работы финансированием хотя бы в минимально требующемся объеме.
Тем временем в Архангельской области под занавес прошлого года анонсировали возобновление геологоразведочных работ по поиску новых месторождений нефти на территории Мезенской синеклизы. Напомним: все работы по геологоразведке на этой территории были остановлены 20 лет назад.
Как рассказали в правительстве Поморья, поиск черного золота на севере Архангельской области планируется продолжить.
- С привлечением одного из отраслевых экспертов подготовлено обоснование, которое было поддержано ветеранами отрасли. Оно станет основой для дальнейшей работы с федеральным центром по возобновлению исследований, - сообщил Игорь Мураев.
Мезенская синеклиза занимает территорию от реки Онеги на западе до Тиманской гряды на востоке. Нефть в этом районе геологи впервые начали искать в 1963 году. Работы продолжались 12 лет - удалось пробурить несколько скважин, но они оказались непродуктивными. К поиску черного золота в Поморье вернулись лишь в 1998 году. До 2006 года проводилась и высокоточная аэрогеофизическая съемка участков. Архангельские геологи уверены, что нефть на этой территории есть, но дальнейшие исследования здесь посчитали малоперспективными и разведку прекратили, хотя начальные ресурсы углеводородов синеклизы оценивались в 350 миллионов тонн.