Законопроект важный и нужный населению в вопросе наведения порядка в многоквартирных домах. Но это лишь малая часть проблем. Чтобы полностью привести всё в соответствие с нормами, что сегодня требуют от власти жители наших городов, надо ужесточить требования и повысить контроль за управляющими организациями, которые отвечают за порядок в многоквартирных домах и благоустройство прилегающей территории, другими словами трансформировать систему управления многоквартирными домами.
К сожалению, на рынке пока еще остаются управляющие организации, единственная цель которых - извлечь прибыль, не задумываясь о последствиях своего халатного отношения к дому. Региональные власти не имеют эффективных и оперативных инструментов влияния на недобросовестных участников рынка, а также механизмов устранения последствий их некачественной работы.
Система лицензирования деятельности управляющих компаний, введенная в 2013 году, оказала существенное воздействие на регулирование рынка. Это был первый шаг к оздоровлению рынка по управлению жилой недвижимостью, который позволил в короткий срок привести в порядок систему учета жилого фонда, находящегося в управлении разных субъектов, определить четкие и последовательные правила доступа заинтересованных лиц на рынок по управлению многоквартирными домами.
Но нынешнее положение дел уже не устраивает в полной мере всех участников правоотношений. К управлению домами зачастую допускаются лица, лишь формально выполняющие лицензионные требования. В конечном итоге, жители вынуждены получать и оплачивать некачественные услуги, а привлечь к ответственности недобросовестную УК, взыскать компенсацию практически невозможно.
Пришло время сделать второй шаг к трансформации системы управления многоквартирными домами. И здесь возможны два пути дальнейшего развития. Речь о пересмотре системы лицензирования с максимальным ужесточением контроля, правил допуска на рынок и отстранения от работы в отрасли недобросовестных участников. Либо о переходе от лицензирования к обязательному вступлению в саморегулируемые организации (СРО) с особыми полномочиями регионов.
Что касается последнего, то переход от лицензирования к обязательному вступлению в саморегулируемые организации приведет к вымыванию с рынка недобросовестных игроков, но и одновременно создаст условия для консолидации ответственных и добросовестных. Работа в рамках таких организаций сможет обеспечить финансовую ответственность управляющих компаний и обоснованность их тарифов. Это позволит унифицировать и без того разрозненный рынок, и исключить игроков, которые "гастролируют" по объектам, не инвестируя в инфраструктуру и не соблюдая правила эксплуатации. Системные же участники способны гарантировать качество и стандарт услуг. Похожая картина была в строительной отрасли, но после изменения системы допуска на рынок ситуация стала выправляться.
Какое бы из двух направлений не было выбрано, целесообразно предусмотреть особую роль в новой системе допуска на рынок и его регулировании для субъектов федерации. Принципы и подходы управления жилым фондом не могут быть едиными для всей территории страны ввиду климатических, сейсмических, экономических и социальных особенностей. Именно региональные власти, с учетом местной специфики, могут и должны участвовать в администрировании соответствующей сферы правоотношений и иметь необходимые для этого полномочия. Главной же задачей органов Госжилнадзора тогда станет исключительно обеспечение контроля за техническим состоянием жилищного фонда, а также инженерных сетей.