"Безусловно, мораторий показал свою эффективность, именно поэтому его и продлили", - заявил "РГ" председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин.
По его мнению, инициатива не несет потенциального вреда для потребителей. Поскольку проверки, которые согласовываются с прокуратурой по каким-то жалобам или в той сфере, где есть потенциальная угроза жизни и здоровью граждан, все равно проводятся, в том числе и внепланово.
Единственный момент, на который парламентарий обратил внимание, - это отсутствие объективной оценки реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в связи с продлением моратория.
"В КНД произошли послабления, она стала работать больше превентивно, нежели карательно. То есть мы стремимся не наказывать за какие-то нарушения, а делать так, чтобы этих нарушений было как можно меньше. Однако из-за того, что есть мораторий, мы не можем оценить, насколько эффективно после реформы работает система контрольно-надзорной деятельности", - пояснил он.
Мораторий на проверку бизнеса и работодателей может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, полагает эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Лариса Науменко.
"Отсутствие проверок позволяет бизнесу сосредоточиться на своей основной деятельности и повышении своей эффективности", - считает она.
Однако эксперт предположила, что мораторий также может создать риск для общественной безопасности и прав работников. Недобросовестные работодатели могут нарушать законодательство из за отсутствия ревизий.
"Необходим баланс между облегчением бизнес-деятельности и снижением безопасности и соблюдением прав работников. Эффективный мораторий должен быть временным и должен сопровождаться мерами по обеспечению правопорядка и контроля за соблюдением законодательства", - заключила Науменко. Глава правительства добавил, мораторий хорошо себя зарекомендовал, позволил почти в пять раз снизить количество проверок по сравнению с 2019 годом. Бизнес смог больше ресурсов направить на выполнение своих текущих задач и на расширение проектов и освоение новых рынков сбыта.
"КНД - это еще инструмент предотвращения нарушений со стороны бизнеса, который ограждает потребителя от услуг и товаров ненадлежащего качества", - рассказала руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева.
Сегодня все же важно не отменять мораторий, а обеспечить оперативное реагирование на жалобы потребителей, пояснила она. Поэтому предусмотрена возможность проводить проверки в случае, если создается угроза жизни и здоровью потребителей. Однако системные нарушения, если они носят массовый характер, также должны учитываться и становится поводом для проверок.
Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании кабмина заявил, что мораторий не коснется тех объектов, что отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска, а также в случаях угрозы жизни и здоровью граждан, безопасности страны и при срабатывании специальных индикаторов, которые свидетельствуют о вероятном нарушении обязательных требований.
Любая проверка - это затраты, как для предпринимателя, так и для государства, поскольку контрольные мероприятия требуют людей и времени, такое мнение выразил, заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
"Мораторий не означает отсутствие контроля. Например, прокурорский надзор и камеральные налоговые проверки под него не попадают. Зато снижается число проверок, которые проводят МЧС, Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФНС", - отметил он.
Плановые проверки всегда проводятся по графику и в настоящее время касаются конкретных типов предприятий, например тех, которые отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска, добавил эксперт. Однако мораторий ограничивает именно внеплановые проверки. Их согласование контролирующими органами требует согласования с прокуратурой.
"При этом с момента введения моратория значимого всплеска нарушений не выявлено, а громкие дела касаются в основном, откровенно незаконного предпринимательства", - пояснил Завьялов.