Сначала отмечу, что МВФ сменил гнев на милость и перестал "кошмарить" общественность прогнозами по России, для которых он еще в прошлом году не жалел черных красок. Разительное несоответствие между ожиданиями и фактическим ростом нашей экономики за прошлый год, которое заставило всех смеяться, наверное, образумило вашингтонских финансистов, и они перестали заниматься откровенной пропагандой. Тем более что пропаганда не сработала и повалить российскую экономику не помогла. И осадочек остался в виде не риторического вопроса: как, с использованием каких моделей уважаемый экономический институт делает прогнозы, которые отличаются от реальности на десятки процентов, если вообще не в разы? По звездам или по кофейной гуще вышло бы не хуже.
Второе, что удивило - трезвая оценка российских возможностей. Действительно, ВВП в начавшемся году легко может вырасти на 2,5%. Наши ожидания основаны на том, что главный двигатель экономического роста, бюджетные расходы, продолжит действовать без сбоев. По планам, расходная часть в нынешнем году составит 36,7 трлн. рублей против 31,7 трлн. в прошлом. Какую-то часть прироста съест инфляция, однако в любом случае останется не менее 10% реального увеличения бюджетных вливаний в экономику. Так что даже если иные составляющие экономики останутся стоять на месте, рост ВВП на 2,5% вполне возможен. А они на месте не останутся, так что в реальности вполне может быть и больше, 3,5% например, как и в 2023 году.
Но значение роста ВВП для общественного благополучия не стоит преувеличивать. Величина эта учетная, макроэкономическая, определяется многими факторами, которые простым гражданам не видны. В этой связи мне больше нравятся показатели, которые можно ощутить на практике, приближенные к ежедневной действительности. Это рост реальных доходов, зарплат, а также повышение потребительской активности. Наши расчеты показывают, что реальные зарплаты могут вырасти в этом году не менее чем на 5%, доходы чуть меньше, примерно на 4%. И все это в реальном исчислении, уже за вычетом инфляции.
Если говорить о потребительской активности и о развитии страны в целом, то мы в Финансовом университете помимо макроэкономической статистики внимательно следим за рядом маркеров, казалось бы, к предмету отношения не имеющих. Сюда относится статистика продаж кастрюль и сковородок, число дорожных аварий, продажи кофемашин и посудомоек, а также доля россиян, занятых поиском работы.
Кастрюли и сковородки - это продукты последней необходимости, если у семьи нет свободных денег, они будут пользоваться старой посудой, а новую купят, если дела действительно идут хорошо. Кофемашины и посудомойки также входят в число дорогих благ далеко не первой необходимости, что также делает их маркером народного благополучия. А дорожные аварии - это показатель интенсивности движения, которая в свою очередь прямо связана с активностью бизнеса и населения. Ну а с числом тех, кто ищет работу, все и так понятно. Если оно падает, значит, в экономике дела на подъеме.
Так вот, люди, занимающиеся продажей бытовой техники, кастрюль и сковородок, говорят, что дела идут точно не хуже, чем год назад, на рубеже 22-23 годов, даже несколько лучше. Количество дорожных аварий находится на уровне, который не свидетельствует об экономическом спаде. Опросы, которые мы проводим, показывают, что число соискателей работы серьезно упало по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так что МВФ, скорее всего, прав - у нас будет немаленький экономический рост. По крайней мере, об этом говорят кастрюли и сковородки.