Напомним, протяженность маршрута составит почти 33 тысячи километров. Двенадцать путешественников-профессионалов на двух вездеходах пересекут 58 регионов России, включая Арктику, Дальний Восток, Урал, Кавказ, Юг, Центральную Россию и Калининград. Финиш "России 360" состоится через год в Мурманске. В северных регионах объекты накопленного экологического ущерба предполагается включить в карту будущих "уборок", которые возобновятся в июне 2024 года. "РГ" уже сообщала о том, что площадь загрязненных участков Арктической зоны составляет около пяти миллионов гектаров. За полярным кругом сегодня выявлены сотни "горячих точек", где природа особенно сильно пострадала от загрязнений. В частности, одна из острейших проблем экологии Арктики - огромное количество ржавеющего металлолома. По данным главы Росприроднадзора Светланы Радионовой, в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана скопилось около 12 миллионов бочек. Практика программы "Генеральная уборка", которая стартовала в 2017 году и предполагала очистку от металлолома 102 объектов в Арктической зоне, показала, что вывезти подготовленный мусор еще сложнее, чем собрать.
Что касается водоемов, то более 85 процентов всех случаев выявленного высокого и экстремально высокого уровня загрязнения поверхностных вод Арктической зоны Российской Федерации приходится на Мурманскую область, сообщается в докладе Минприроды РФ "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году".
С тех пор как промышленное освоение арктических территорий России стало одним из главных экономических трендов, в экологической ситуации обозначилась тенденция к ухудшению. По оценкам специалистов Удмуртского государственного университета, при сооружении магистрального трубопровода на каждые 100 километров трассы приходится 500 гектаров поврежденных земельных угодий. Каждый год площадь поврежденных земель увеличивается на 10 тысяч гектаров. Предприятия ТЭК ежегодно нарушают около 30 тысяч гектаров земель, при этом рекультивируют менее половины. Из этого объема загрязненных участков около 43 процентов приходится на долю нефтяной отрасли.
При этом скорость восстановления местных растительных сообществ в Арктике существенно ниже, чем в более южных регионах, а технологии рекультивации загрязненных земель малоэффективны. Кроме того, на практике рекультивация проводится лишь вдоль существующих дорог и не затрагивает территорий, находящихся за пределом придорожных участков. Зачастую происходит не реальная рекультивация, а ее имитация: залитые нефтью участки посыпают песком, после чего нефть остается в почве, попадая в грунтовые воды, озера и реки, а затем - и в Северный Ледовитый океан.
Еще одна проблема в том, что не существует четкого правового механизма, который обязывал бы крупные промышленные предприятия серьезно и плотно заниматься компенсацией накопленного экологического ущерба. Примером стала Мурманская область, где работают шесть крупных горнопромышленных предприятий. Опрошенные корреспондентом "РГ" эксперты рассказали о том, что вместо рекультивации хвостохранилищ и отвалов промышленники предпочитают платить штрафы, которые в десятки раз меньше расходов, необходимых для создания "зеленых лужаек" на месте бывших отвалов.