Очевидно, что качественная региональная продукция, у которой срок годности зачастую ограничен, должна иметь возможности для стремительного попадания на полки местных магазинов. Это выгодно и покупателям, и производителям, и посредникам, которые за счет высокого качества продукции привлекают к магазинам постоянных клиентов. Другой вопрос - насколько стороны готовы к жесткому регулированию отношений? Ведь производителям придется поддерживать объемы, необходимые сетям (товар не может появляться на полках лишь время от времени), магазинам нужно где-то набирать регламентируемый законом местный ассортимент, а покупателям - всеми силами полюбить местные товары, которые не всегда конкурентны по качеству и цене. Как сделать так, чтобы механизм реально заработал? Причем заработал по всей стране, что важно. Это может быть особенно сложно в регионах, где местное производство не развито или отсутствует, напоминает Иван Кулаков, основатель федеральной сети магазинов "Полигон", предполагая что там потребуется дополнительно обучать и поддерживать фермеров.
- Во-первых, фермер должен произвести дополнительную продукцию. А надо ему это? Увеличение объема всегда ведет к увеличению издержек, которые при маленьком обороте лишь увеличивают себестоимость! Фермер ведь не завод - у него продукция штучная, а значит, дорогая.
Для увеличения рентабельности хозяйства надо увеличивать производство кратно, а для этого нужна новейшая техника и много чего еще. Все это стоит больших денег, а взять их негде. Те госпрограммы поддержки, о которых сегодня говорят с трибун, годятся для крупных агрохолдингов, поясняют эксперты. Тем же, кто найдет деньги и прорвется на полки, понадобится соблюдать сетевые стандарты, единые для всех.
Высокая сложность при выходе на полки сетевых магазинов для небольших производств связана с жесткими требованиями сетей к характеристикам продукции и срокам ее поставки, включая определенную калибровку продукции (например, калибровка овощей по цвету и массе), определенные требования по упаковке и другие условия, которые фермерам самостоятельно выполнить затруднительно. За все нарушения условий поставки сети выставляют неустойки, напоминает Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Реальной помощью небольшим хозяйствам стали бы создание всероссийской сети фермерских агрегаторов, которая будет заниматься консультацией фермеров по вопросам производства и сбыта фермерской продукции, помощь в подготовке всей документации и прохождении необходимой маркировки, централизованные закупки и поставки фермерской продукции, создание инфраструктуры для ее хранения и обработки, уверен Щербаченко. Товары, произведенные в регионе, должны составлять не менее четвертой части всего ассортимента торговой точки
- Ретейл - это сотни, а иногда и тысячи магазинов. Чтобы представить местную продукцию на полках всех торговых точек того или иного региона, необходимо создать сеть из накопительных центров, которые бы обеспечивали приемку, упаковку и логистику продукции местного производства. Однако примеров таких центров пока не так много, - резюмирует Анна Герман, директор агрохолдинга "Дары Малиновки".
Иван Глушаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса консалтинговой компании LAMACON:
- Проблема дискриминации местных товаров - в некотором роде надуманная. Если рассуждать с точки зрения розницы, для них в работе с местными производителями одни плюсы. Они ближе расположены и могут отгружать товар сразу в магазины, не загружая дополнительно логистику ретейлера и поставляя максимально свежие продукты. О дискриминации чаще всего говорят те, кто пока по факту не готов соответствовать условиям работы с федеральными сетями. У них неконкурентные цены из-за высоких издержек, они негибкие и не готовы обеспечивать нужные объемы и ритм поставок. И правильнее производителям повышать качество, а не сетям снижать стандарты. Если же это совсем небольшие фермерские хозяйства, для них эффективнее будет торговля на ярмарках, где нет таких жестких требований.
Олег Киреев, директор по развитию Сервисной компании "Мой гектар":
- Важно решить, как будет происходить регулирование, кто будет определять статус "местного" или "неместного" и какие критерии будут использованы. В случае если местные производители не справляются, необходимо определить, кто будет за этим следить и за это отвечать.