07.02.2024 20:38
Культура

В Московской филармонии представили концерт-лекцию по опере "Индекс металлов"

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №28 (9270)
Московская филармония третий сезон предлагает публике постичь самые дерзкие образцы современной музыки в цикле концертов-лекций под объединяющим названием "Вещь в себе", как бы стремясь разорвать оболочку произведения и тем самым сделав его доступным и понятным. На сей раз выбор пал на мультимедиа-оперу итальянца Фаусто Ромителли "Индекс металлов", главные действующие лица которой ансамбль солистов "Студия новой музыки" под руководством Игоря Дронова, сопрано Екатерина Кичигина и лектор - автор этого замысла Ярослав Тимофеев.
Опера "Индекс металлов" заставляет слушателя выйти из зоны комфорта. / Пресс-служба Московской Филармонии
Читать на сайте RG.RU

"Целью "Индекса металлов" является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ни о чём не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс", - утверждал автор.

Среди элементов, из которых состоит "Индекс металлов", - тексты Жоржа Батая, отголоски музыки Pink Floyd, фрагменты финского техно, визуальные образы и многое другое. В партитуре Ромителли есть моменты, когда она слишком сильно опирается на разрыв между старомодной риторикой жестов и изощренностью электроники. Будто бы в лаборатории произошла авария и множество пробирок с самыми разными звуками разбились, их содержимое перемешалось...

Пять "картин" произведения делятся на три галлюцинации. В первой девушка тонет в металлах, в третьей - из них восстает, причем появляется более или менее ясное ощущение мелодии. Лектор старается убедить аудиторию, что автор очень тактичен в своих звуковых проявлениях. Но когда певица берет в руки мегафон, у многих слушателей "сдают нервы". Но если заставить выйти себя из зоны комфорта, то приходит осознание того, что в подобном обращении к чувственному восприятию есть что-то истинное, хотя и далеко не всегда прекрасное в привычном понимании. И именно из этого диалога правды и красоты состоит жизнь.

Звезда оперы Витторио Григоло - о любви к Большому театру
Музыкальный театр