В учебно-производственном центре акцент сделан на цифровых технологиях, прежде всего ТИМ-проектирование объектов (ТИМ - русскоязычный аналог BIM, Building Information Modeling). Как пояснила руководитель студенческого проектного бюро Наталья Саломатина, ребята получат реальной опыт применения технологий 3D.
- Бюро создано в рамках программы "Первое рабочее место" проекта "Профессионалитет", - рассказала преподаватель. - Наша задача - погрузить студентов в бизнес-процесс, помочь им выработать необходимые практические навыки и при этом создать для них полноценные рабочие места.
Уже в феврале молодежь начнет оказывать архитектурные и инженерно-технические услуги: строить чертежи на основе ТИМ-моделей, а в перспективе сможет проводить и изыскания по картографии. Для этого приобрели беспилотник и лазерный сканер.
Ключевым партнером образовательного кластера стал "Союз строительных компаний Урала и Сибири", а в организации бюро помог производитель программного обеспечения "Аскон Урал" и челябинский институт информационного моделирования и архитектуры "ИнфорМА", как выяснилось, остро заинтересованный в формировании кадрового резерва.
- У нас работают более ста высококвалифицированных специалистов, но резерв просто необходим, - отметила Елена Макаренко, технический директор "ИнфорМА". - Решили подключить студенческое проектное бюро к выполнению локальных задач по субподряду. А заодно присмотримся к будущим выпускникам. С первыми пятью студентами колледжа уже заключили договоры на целевое обучение. После диплома они не менее трех лет отработают у нас.
- Как представитель госзаказчика могу подтвердить: ситуация с кадрами в отрасли тяжелая, нужны люди, владеющие разными инструментами, - дополнил коллегу Александр Федяев, начальник отдела развития стройкомплекса "Челябоблинвестстроя". - К примеру, все ключевые объекты Челябинской области сегодня выполняются с применением ТИМ-технологий.
Пока в проектном бюро задействованы студенты, обучающиеся по специальности "эксплуатация зданий и сооружений", однако в планах - подключить и будущих специалистов по водоснабжению и водоотведению, системам кондиционирования и вентиляции, электромонтажу. По словам уже трудоустроенного четверокурсника Михаила Носикова, в работе с новыми технологиями есть особые преимущества. Программа информационного моделирования автоматически проводит все расчеты, позволяет избежать ошибок, дает информацию о нужных объемах материалов, особенностях монтажа, трассировки сетей и многое другое.
Как сообщили "РГ" в региональном минобре, кроме профильных для Южного Урала образовательно-производственных кластеров "Машиностроение" и "Металлургия", за два года действия федерального проекта в колледжах открылись такие направления, как "Атомная промышленность" и "Электроника и информационные технологии". Начал работу строительный кластер. А в этом году список пополнят "ТЭК" и "Клиническая и профилактическая медицина", общее число образовательных центров вырастет до 14. В этот процесс вовлечены промышленные гиганты Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Озерска, Сатки и Южноуральска.
Виктор Неумывакин, директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения РФ:
- Федеральный проект "Профессионалитет" стал двигателем системы профессионального образования, он позволяет комплексно модернизировать ее. Мы прошли серьезный путь и обновили перечень профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка в системе СПО, а также программы профессионального обучения, по завершении которых присваиваются классы и категории.