Производственный цикл игр значительно длиннее, чем у фильмов или сериалов, и может занимать 2-2,5 года. Таким образом, в 2024 году россияне увидят проекты, заложенные в 2021-2022 годах. Системообразующим игроком на этом рынке стал Институт развития интернета (ИРИ), который оказывает финансовую, сценарную и продюсерскую поддержку играм наравне с кино и сериалами.
"В первую очередь это проект "Смута" - историческое приключение с элементами RPG по мотивам романа Михаила Загоскина. Сейчас создатели дорабатывают, шлифуют качество продукта, тестируют его. Премьера состоится 4 апреля. Также на подходе игра, которая называется "Передний край". Тоже очень интересный проект. Это такая военная пошаговая стратегия. И еще в этом году выйдет пошаговая тактическая RPG "Спарта". Продукт получается зрелищный, интересный, с большим потенциалом не только на внутреннем рынке. Кроме того, будет еще сюжетная игра "Ночь в музее", в которой игрок будет взаимодействовать с разными музейными экспонатами и продвигаться по сюжету. Еще выйдет "Денис Давыдов" про приключения героя войны 1812 года", - рассказал глава ИРИ Алексей Гореславский "РГ".
При этом игровая индустрия в России находится только в начале большого пути, и сегодня не стоит ожидать сенсационного появления игр уровня мировых хитов - индустрия отечественной разработки игр пока недостаточно развита. Однако можно ожидать, что выход игровой индустрии на новый уровень произойдет через 2-3 года при условии, что в индустрию начнут вкладывать серьезные деньги какие-то институциональные структуры и инвесторы. В частности, по данным ИРИ, в Европе на поддержку рынка контента выделено четверть миллиарда евро в год, в Южной Корее - почти полмиллиарда долларов США, а например, в Саудовской Аравии есть специальный фонд, поддерживающий только разработку игр, его годовой бюджет - 5,4 млрд долларов.
"Давайте будем честными, мы пока далеки от того, чтобы импортозаместить мировые хиты первой пятерки. Во-первых, на их создание уходят бюджеты в миллиарды долларов. Во-вторых, это другой уровень индустрии с точки зрения того, какие продукты и технологии вложены в такой хит. Российский рынок собирает себя заново с 2022 года. Это долгий путь, но мы наблюдали успех рынка кино и сериалов, в который также вкладывались как минимум три-пять лет, прежде чем он "выстрелил". Игровой отрасли нужно, во-первых, время, во-вторых, большие финансовые вложения, государственные и частные инвесторы, в-третьих - развитие собственных технологий. Игры, которые я упоминал, это первые крупные продукты "нового" рынка, поэтому будем внимательно следить за тем, играют ли в них, за реакцией публики", - отмечает Гореславский.
В то же время в прямом заливании рынка разработки видеоигр нет никакого смысла - он просто не сумеет освоить значительные бюджеты по причине отсутствия большого числа студий, специалистов по разработке, дизайнеров и сценаристов. Решить эти проблемы должен акселератор.
"В 2022 году ИРИ вложил около миллиарда рублей, поддержал продукты. Можно было бы вложить и больше, но заявок не было. Хорошо, давайте помножим эту цифру на три, включая инвестиции VK в индустрию. Ну хорошо, на пять. Пять миллиардов рублей. Это предел того, что рынок в состоянии был произвести и "переварить". Практически нет масштабных продуктов и мало команд, которые могли бы их сделать.
Чтобы исправить ситуацию, нужен акселератор. Талантливых людей, способных это создавать, нужно растить через акселератор, обучение, специальные программы. Пока этого не произойдет, пока мы не откроем условный "игровой факультет МГУ", мы так и будем делать 5-10 продуктов, из которых 1-2 будут выстреливать. Для внутреннего рынка это уже неплохо. Но для того чтобы реализовать экспортный потенциал, для того чтобы делать мировые хиты, этого совершенно недостаточно", - говорит Гореславский.
Но говорить о том, что на российском рынке сегодня не во что играть, было бы несправедливо. Так, одной из главных сенсаций прошлого сезона стала игра Atomic Heart, разработанная студией Mundfish - кипрской студией с российскими корнями. Развивает самобытные танковые и корабельные вселенные студия Lesta Games, ставшая независимым игроком после "развода" с Wargaming в 2022 году. При этом в ИРИ не видят проблем в том, что российские разработчики могут находить себе резиденции за пределами России, чтобы развивать свой бизнес.
"Мы спокойно к этому относимся. Есть Россия, и есть международный рынок. И там и там есть свои правила игры, которые постоянно трансформируются. Вчера была одна ситуация, сегодня она совершенно другая. Мы выступаем за результат.
Пример Atomic Heart очень показателен. Насколько я знаю, компания Mundfish - это российские разработчики. Да, они могут работать в разных странах, быть зарегистрированными не в России и вести бизнес так, как им удобно. Но они несут, как сейчас сказали бы, русский вайб, советский, на весь мир. И несут это талантливо. Ведь чем взял Atomic Heart? Там оригинальный геймплей, там сценарий, который они сами придумали и сделали. У нас такого очень мало пока. С точки зрения "мягкого" влияния и распространения культуры это здорово", - уверен Гореславский.