Трасса Надым - Салехард проходит через субарктический и умеренный климатические пояса, где в зимние месяцы температура может опускаться до 50 градусов мороза.
Как рассказали "РГ" в МегаФоне, оператор первым из операторов обеспечил голосовой связью и интернетом трассу федерального значения в Ямало-Ненецком автономном округе Надым - Салехард. В экстремальных погодных условиях наличие мобильной связи на федеральной автодороге имеет критическую важность для транспортной безопасности, когда в случае аварии счет идет на часы.
Голосовую связь и скоростную передачу данных на трассе обеспечивают современные 2G и LTE базовые станции. Поскольку вдоль автодороги отсутствует электроснабжение, то для установки оборудования магистраль запустили на восьми дизель-генераторных установках. Надежность антенно-мачтовых конструкций обеспечивает специальный фундамент, который закладывают при размещении инфраструктуры в зоне вечной мерзлоты.
"Всесезонная дорога, связывающая запад и восток ЯНАО, была открыта еще в 2020 году, однако мобильная сеть здесь до сих пор отсутствовала. Доступность связи и интернета на трассе федерального значения трудно переоценить, так как это не только создает удобство и комфорт передвижения, но и позволяет вызывать экстренные службы в чрезвычайных ситуациях. Теперь автомобилисты и пассажиры могут совершать звонки, пользоваться навигатором и смотреть видео без ограничений", - отмечает технический директор МегаФона Алексей Титов.
Разработка проекта трассы Надым - Салехард велась с 2005 года, а строительные работы начались в 2011 году. На 344 километрах автодороги сооружено 53 моста и 46 оленьих перегона. Для реализации проекта на болотистой местности потребовалось свыше миллиона самосвалов грунта, было уложено четыре миллиона квадратных метров щебня.
По различным оценкам, покрытие федеральных автодорог сетями GSM (связь 2G) составляет около 90%, а сетями LTE (4G) - от 54 до 75%; региональных дорог - 20-40%.
Опрошенные "РГ" эксперты отмечают, что одной из ключевых проблем является подключение к энергетической инфраструктуре. Все дело в том, что существующая инфраструктура рассчитана только на освещение. В том числе поэтому, отмечает собеседник, "операторы предпочитают использовать инфраструктуру близлежащих населенных пунктов".
Ранее стало известно, что Совфед предложил упростить правила строительства телеком-инфраструктуры вдоль автотрасс. Об этом заявил сенатор Андрей Турчак на совете по развитию цифровой экономики.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, сейчас в законодательстве нет единого определения "инженерных коммуникаций" - не установлено, какая именно инфраструктура связи может размещаться вдоль автотрасс, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Из-за этого владельцы автодорог отказываются размещать линии и сооружения связи. Нет и единого порядка взаимодействия при строительстве линий связи в полосах отвода автодороги.