11.02.2024 11:55
Культура

Блуждая в лабиринтах "Оскара": некоторые наблюдения над парадоксами кинопремии

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (9274)
Остается чуть меньше месяца до вручения новым лауреатам премии "Оскар". Премиальная кампания проходит без особых сюрпризов, если не считать казус "Барби" - коммерчески успешного фильма Греты Гервиг, который остался в главной номинации "Лучший фильм", но претензии на премию режиссеру и исполнительнице заглавной роли Марго Робби в коротком списке номинантов отметены.
Киллиан Мерфи, сыгравший Оппенгеймера в фильме Кристофера Нолана, имеет шансы стать актером года. / Кинопоиск
Читать на сайте RG.RU

Лидером по числу номинаций (13) и шансам на победу остается "Оппенгеймер" Кристофера Нолана - ярко антивоенный байопик о создателе ядерной бомбы и о нравственных проблемах, связанных с этим судьбоносным и, возможно, роковым для человечества изобретением. Думаю, что и Киллиан Мерфи, сыгравший героя, можно сказать, "на грани нервного срыва", скорее всего получит "Оскара" как лучший актер года: работа четырех его конкурентов при всех достоинствах заметно уступает ему по общественному резонансу.

Среди актрис кросс более непредсказуем: Эмма Стоун изощренно технична в фантазии на темы Франкенштейна "Бедные-несчастные", Сандра Хюллер в психологическом триллере "Анатомия падения" и Лили Гладстоун в социальном вестерне "Убийцы цветочной луны" предъявили умно и талантливо сыгранные роли. Из них лучшей я считаю редкостно глубокую работу Сандры Хюллер, но у Гладстоун преимущества чисто конъюнктурного свойства: став лауреатом, она окажется первой актрисой корневого североамериканского происхождения, участвовавшей в гонке за "Оскаром" и его получившей. Такие побочные соображения часто рулят в Киноакадемии, они могут взять верх и теперь.

Россияне назвали любимых киногероев

Процессуальные закавыки смешают карты в номинации "Лучший режиссер". Кажется нелепым само предположение, что лучший фильм может быть создан без адекватно лучшей режиссуры - но именно так получается с казусом "Барби", удостоенной только второстепенных номинаций, но оставшейся в претендентах на статус фильма года. По гамбургскому счету, коммерческий успех этой кукольной одиссеи не равен ее художественным достоинствам: ярко, размашисто, амбициозно, но не более того. И уж совсем нелепо выглядит номинированный за лучшую роль второго плана Райан Гослинг - это как раз наименее интересная работа звезды "Бегущего по лезвию 2049" и "Ла-Ла-Ленда". Впрочем, у него, по-моему, нет шансов: с ним соревнуются такие тяжеловесы, как Роберт Дауни-мл. в "Оппенгеймере" и Роберт Де Ниро в "Убийцах цветочной луны".

В категории полнометражных анимаций удивлюсь, если не победит "Мальчик и птица" - прощальный, как объявлено, шедевр Хайао Миядзаки. В номинации "Лучший международный фильм" почему-то не оказалось действительно лучшего - "Анатомии падения" Жюстин Трие. Очевидно, здесь тоже сказались расчеты, не имеющие прямого отношения к искусству: мол, картина и ее ведущая актриса удостоились чести попасть в главные номинанты - не довольно ли? Но так как в номинации "Лучший фильм" предпочтения академиков скорее всего будут отданы "Оппенгеймеру", а из актрис - индианке Лили Гладстоун, то выдающаяся картина Трие может вообще остаться без премий. Что, думаю, несправедливо: в своей законной номинации международных фильмов она бы наверняка увезла "Оскара" в Париж.

"Оскар" - территория компромиссов и соображений, часто не имеющих отношения к художественному качеству

Кампания "Оскара-24" выдвинула и новых рекордсменов своей долгой истории. Так, Мартин Скорсезе в возрасте 81 года стал старейшим номинантом на премию за лучшую режиссуру, перекрыв рекорд Джона Хьюстона, выдвинутого за фильм "Честь семьи Прицци", когда ему было 79. Скорсезе принадлежит и еще один рекорд: за свою карьеру он получил наибольшее число номинаций как лучший режиссер - 10, уступив только Уильяму Уайлеру ("Римские каникулы"). А самым признанным Академией мастером из ныне живущих стал 91-летний композитор Джон Уильямс, получивший свою 54-ю по счету номинацию за музыку к фильму "Индиана Джонс и колесо судьбы".

Так как для большинства российских читателей почти все участники гонки - "темные лошадки", несколько слов о некоторых.

"Бедные-несчастные" Йоргоса Лантимоса - история безумного хирурга (Уиллем Дефо), пересадившего беременной утопленнице мозг ее плода. Эмма Стоун самоотверженно играет женщину-ребенка, не ведающую стыда - зрелище жутковатое. Играет постепенный процесс очеловечивания монстра; вхождение ее Беллы в диковинную для нее жизнь - как бы брехтовский способ "остранения" рутинного, увиденного свежим взглядом. Снятое широкоугольной оптикой и поначалу вирированное изображение напоминает о кино времен экспрессионизма. Контраст развитого женского тела и сознания младенца дает обильный материал изощренной авторской фантазии, работа актрисы изумляет отвагой и, во второй половине роли, смысловой емкостью. 11 номинаций на "Оскар".

Фото: 10 шедевров киностудии "Мосфильм"

"Маэстро" Брэдли Купера, он же играет главную роль композитора и дирижера Леонарда Бернстайна. Драма о его отношениях с супругой, актрисой Фелицией Монтеалегре, наполовину снятая в черно-белом изображении. Супружество было отягощено особенностями характера героя, любящего одновременно уединение и публичность, женщин и мужчин, углубленное творчество и активную концертную деятельность, но в фильме оно подано в тонах светлой патоки. У Купера невыносимо грубый "портретный" грим, что вызвало ожесточенную критику. Для байопика о музыкальном гении необъяснимо мало музыки. 7 номинаций на "Оскар".

"Оставленные". На рождественские каникулы воспитанников мужского пансионата отпускают по домам, кроме дерзкого верзилы Аньюса, - присматривать за ним оставлен ненавистный ему учитель-зануда Ханэм. Драма постепенного сближения двух несовместных натур, открытия друг в друге нормальных, понятных человеческих измерений. Пол Джаматти в роли Ханэма номинирован как лучший актер, хороша Давайн Джойн Рэндольф в роли мудрой поварихи Мэри, Доминик Сэсса для роли непослушного подростка выглядит слишком взрослым. 5 номинаций на "Оскар".

"Американское чтиво". Саркастическая драма, бунтующая против крайностей политкорректности и слащавых стереотипов новой расовой политики. Автор книг, которые никто не читает, от отчаяния строчит под псевдонимом роман, целиком состоящий из штампов бульварной "афроамериканской прозы" - как бы в доведенном до абсурда жанре "блэксплотейшн". Книжка, задуманная как оплеуха общественным вкусам, внезапно идет нарасхват, и ее чернокожему автору впервые предлагают миллионные гонорары. 5 номинаций на "Оскар".

"Общество снега". Испаноязычный фильм-катастрофа о крушении в 1972 году уругвайского авиалайнера со спортсменами в заснеженных ущельях Анд, драма выживания с каннибализмом, полностью повторяющая триллер Фрэнка Маршалла "Выжить" 1992 года, но на менее мастеровитом уровне. 2 номинации на "Оскар".

В России предложили обязать кинотеатры заявлять фактическое время начала фильма
Мировое кино