12.02.2024 09:00
Общество

Как и где учить детей предпринимательству

Текст:  Анастасия Камзолова
Новейшая история российского предпринимательства насчитывает всего три десятка лет с небольшим - слишком короткий срок для того, чтобы это стало частью нашей ментальности. Сегодня и бизнес, и государство по-прежнему испытывают острый дефицит в кадрах, обладающих управленческими и предпринимательскими компетенциями. При этом распространенное мнение, что склонность к предпринимательству закладывается биологически с рождения, ошибочно. На самом деле этому можно научить, как и любому другому навыку.
В московском районе Хамовники 1 сентября 2024 года откроется новый кампус школы, где учат предпринимательству с 1-го класса. / Иллюстрация предоставлена школой "Новый взгляд"
Читать на сайте RG.RU

Где учиться предпринимательству?

Развивать предпринимательское мышление в ребенке полезно в любом случае с самого раннего возраста - вне зависимости от сферы его будущей деятельности. Воспитать новое поколение людей, обладающих таким мышлением и навыками, - задача амбициозная, но и невероятно интересная. Именно такую цель поставила перед собой группа компаний "Регион", открыв в московском районе Хамовники частную школу, где учат предпринимательству с 1-го класса.

О том, как работает школа и почему бизнес поддерживает развитие проекта, рассказал руководитель блока социальных проектов группы компаний "Регион", член наблюдательного совета школы "Новый взгляд" Андрей Надин.

Новый взгляд на образование

Качество школьного государственного образования в России с академической точки зрения может быть очень достойным, но, увы, оно часто оторвано от реальности. После выпускного вчерашние школьники обнаруживают, что многому нужно учиться заново, что в жизни и работе им потребуются совсем другие навыки и знания.

Стоит ли терять 11 школьных лет, если за это время можно развить компетенции и качества, которые помогут быстрее освоиться во взрослом мире? Прежде всего, по мнению Надина, это инициативность, способность генерировать идеи и воплощать их в жизнь, умение видеть возможности и не упускать их, ответственное отношение к окружающему миру и обществу. Иными словами, все то, что характеризует предпринимательское мышление и предпринимателя как тип личности.

"Мы решили создать школу, где будут не только давать сильную академическую базу, но и на практике учить тому, что пригодится в жизни, - рассказывает Андрей Надин. - В этот проект мы инвестируем рекордные 7 млрд рублей, чтобы реализовать действительно новый подход к образованию. Уже в процессе обучения наши дети будут пытаться оказывать влияние на окружающий мир, предлагая собственные идеи и проекты".

/ Иллюстрация предоставлена школой "Новый взгляд"

Проектный подход к обучению

Ключевой компонент образовательной программы "Нового взгляда" - это проектная деятельность. Для этого в штате школы создана отдельная позиция - заместитель директора по предпринимательству и партнерству. "Такого нет больше ни в одной школе страны, - комментирует Надин. - Чтобы вы могли оценить значимость этой роли, перечислю лишь некоторые его обязанности: разработка всех видов проектных программ; работа с партнерами школы для организации стажировок наших учеников в реальных компаниях; организация участия школьников в конференциях, тренингах и многое другое".

Жизнеспособность своих идей в школе будут учить проверять на практике. Для этого создается система внутренних агентств, (маркетинговых, видео-, аудио-производства), бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов. В эти агентства можно будет обратиться со своей идеей и с помощью экспертов - сотрудников школы или приглашенных специалистов - довести ее "до ума". Авторы самых удачных проектов получат настоящий грант на реализацию своего стартапа.

Уже во время учебы ребята смогут стажироваться в реальных компаниях, нарабатывая собственный опыт. Предполагается, что к выпуску из школы ученики соберут портфолио реализованных проектов и смогут его использовать как преимущество при поступлении в вузы или при поиске работы.

Персонализированное обучение

У педагогов государственных школ, порой, не хватает физической возможности уделить каждому ребенку достаточно внимания. Это может не очень хорошо сказываться на освоении программы, а, порой, и на атмосфере в классе. Отсюда сложности с учебой, например, с математикой или с иностранными языками, на которые часто жалуются родители.

"Обучение в "Новом взгляде" начинается с признания того, что все дети разные: в разном темпе учатся, по-разному воспринимают информацию, интересуются разными предметами, - продолжает Андрей Надин. - Небольшие классы и высокий процент соотношения ребенок/взрослый позволяют нам дать максимум внимания каждому ребенку".

В академической части образовательной программы школа соблюдает ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - Прим. ред.). Углубленное освоение предметов возможно за счет внеурочных занятий, и это уже включено в общую стоимость обучения.

Как измерить прогресс ученика и понять, что он действительно готов к вызовам реальной жизни? Для этого создана служба сопровождения, благополучия и карьерного развития. "Мы будем учить школьников адекватно оценивать свои сильные стороны, возможности и работать не "для галочки", а на результат, - продолжает Андрей Надин. - Именно такой подход позволяет развивать в ребенке инициативность, свободу выбора и адекватность самооценки. Без этих качеств будет непросто стать успешным в современном мире".

Школа будущего

Предмет особой гордости новой школы - технологичный образовательный кампус площадью свыше 18 тысяч квадратных метров. Помимо современных классов и залов, в школе есть кулинариум, VR-лаборатория, оранжерея, научно-техническая лаборатория, студии звуко- и видеозаписи и многое другое. "Наше ноу-хау - эксплуатируемая кровля, где можно будет на практике изучать работу альтернативных источников энергии", - поясняет Надин.

"Новый взгляд" - первая школа в стране, которая полностью соответствует национальному стандарту экологической сертификации. Для мониторинга качества воздуха в помещениях создана "умная" система контроля уровня СО2. Это необходимо, чтобы ученики на практике увидели, что такое рациональное, продуманное взаимодействие человека с окружающим миром, захотели и сумели сделать его лучше.

Образование