Герой дня - "Нива" 1979 года выпуска - будто только с конвейера. Скрипучие кожаные сиденья, угольно-черная панель управления, бамперы без единой царапинки, тот самый горчичный цвет, и под капотом - все родное, "Сделано в СССР". Владелец машины Густаво Рамирес без устали рассказывает всем о своей любимице, нахваливая чудеса советской инженерной мысли:
- А что? В этой машине есть все, что нужно - четыре ведущих колеса, высокий клиренс, уникальная система амортизаторов, которой позавидует современный джип. Такой мягкий ход еще надо поискать. Для наших горных серпантинов - беспроигрышный вариант.
Похожий автомобиль 40 лет назад был у его отца. В то время советская "Нива" для местных фермеров была пределом мечтаний. Проходимая, надежная, а если что и выходило из строя, выручали смекалка и умелые руки.
- Машина у меня четыре года. Это дань памяти моему отцу. Купил у одной сеньоры, которая ездила на ней лишь на воскресные мессы. И так более 30 лет.
У Хуана Габриэля Муньоса, владельца ВАЗ-2121, нет ностальгических детских воспоминаний о совместных поездках с отцом, его покупка - холодный и трезвый расчет. Ярко-оранжевый внедорожник сразу привлекает внимание и собирает толпы любознательных колумбийцев.
- Я астроном и фотограф. Мы ездим по всему континенту, забираемся в самые непроходимые места в поисках осколков метеоритов. Благодаря этой машине - Хуан Габриэль бережно поглаживает капот своей красавицы - мы собрали столько экспонатов, что осуществили давнюю мечту и открыли в Боготе Музей астрономии. Мне была нужна недорогая машина с четырьмя ведущими колесами. Пересмотрел массу вариантов и случайно наткнулся на ваш джип. Я раньше никогда не видел таких пружин у амортизаторов. А кузов - он же цельный! На такой машине хоть в космос лети. Как в СССР вообще смогли сделать такое в 1979 году?!
Машине нужен был ремонт, но он нашел талантливого механика, и тот за пару месяцев вернул ей первоначальный вид. Все это обошлось всего в 4 тыс. долларов. Откуда детали? Удивительно, но в Колумбии можно найти любую деталь для наших "Лад" и "Нив". Есть даже родные шины Made in USSR. А чего нет, отправят друзья-автомобилисты из России. Цена вопроса от 50 до 500 долларов.
- Посмотрите на рисунок на дверях. Мне хотелось, чтобы он передавал дух вашей страны, потому нарисовал ваши горы и ели. Знаете, как приятно ехать и ловить восхищенные взгляды. Такой машины больше ни у кого нет, - делится Хуан Габриэль, который испытал машину на прочность не только на колумбийских дорогах, но и в Перу, Венесуэле и Аргентине. - На трассе она, конечно, уступает современным джипам в скорости, а вот на горных дорогах и бездорожье ей равной нет.
"Нива" заставила Хуана Габриэля Муньоса другими глазами посмотреть на Россию.
- Нам постоянно рассказывают в СМИ, что вы холодные, агрессивные. Но машины ваши сделаны с душой. Я человек любознательный, стал искать вашу душу, узнавать больше об СССР, России. Теперь мечтаю поехать к вам и увидеть все своими глазами.
Вот так простой автомобиль может разрушить стены непонимания и превратить любителей советско-российских автомобилей в фанатов России.
- В нашем клубе только в Боготе 120 автовладельцев, и это не считая единомышленников в Коста-Рике, Перу, Эквадоре, Чили, - рассказывает директор клуба автолюбителей LADA CAMARADA Леонардо Ариса.
На своей "Ниве" он ездит больше 40 лет, сначала ребенком вместе с отцом, теперь за рулем. Машине скоро 45 лет, а она как новая. И это при том, что автомобиль постоянно на ходу. Члены клуба регулярно устраивают автопробеги под романтичным названием "Дорога надежды". Проехали Колумбию, Перу, а впереди 12 тыс. км до Огненной Земли в Аргентине.
- В начале 2000-х я познакомился с создателем "Нивы" Петром Михайловичем Прусовым. Не поверите, но он хотел выкупить мою машину для музея АвтоВАЗа в Тольятти. Я отказался. Машина - часть семейной истории, дело моей жизни, моя страсть.
Первые советские "Нивы" приплыли в Колумбию в 1978 году. Так СССР расплачивался за колумбийский кофе. Выгодный товарообмен продолжался до 1985 года. Небольшая пауза, и в 1990-е уже Россия привезла сюда почти весь модельный ряд АвтоВАЗа, в том числе "восьмерки" и "девятки". Был даже официальный дистрибьютор. Но к 2000-м российское представительство закрыли, а машины стали завозить через Эквадор. В 2007-м импорт наших машин прекратился. Автовладельцам ничего не оставалось, как объединиться и помогать друг другу с ремонтом. Так появился клуб LADA CAMARADA.
- За что вы любите наши машины? - спрашиваю я Леонардо.
- Это лучшие машины в мире, которые делали люди для людей, а не просто чтобы деньги заработать. Вот дворники на фарах - это и сейчас дорогая дополнительная опция, а у вас это было массовое производство. А технические решения? Все просто и продуманно. Многое и в современных дорогих джипах не могут повторить, - рекламирует мне нашу машину колумбиец. - Старые "Нивы" у нас сейчас нарасхват, они даже в цене выросли. Какой еще джип может похвастаться четырьмя мировыми рекордами, покорением Северного и Южного полюсов и победами в ралли Париж - Дакар?
Азамат Кусаев, второй секретарь посольства России в Колумбии
- Мы начали сотрудничать с клубом автолюбителей LADA CAMARADA в конце 2022 года, но уже провели две выставки под открытым небом. Десятки машин, полторы сотни автолюбителей и несколько сотен посетителей, которые разглядывают машины, задают вопросы и слушают лекции об истории нашего автопрома. Члены автоклуба украшают свои машины российскими флагами и выпускают футболки и бейсболки с нашей символикой. Это же "живая" реклама не только наших автомобилей, но и России. Между тем клуб не имел никакой поддержки, они сами, по своей инициативе, объединились и теперь помогают друг другу. А главное - настроены на укрепление сотрудничества с Россией.